Ведущая деятельность: игра с предметами. Ее содержание: освоение действий с предметами. Речь начинает восприниматься отдельно от действий. В общении со взрослым речь служит для того, чтобы помочь понять, как следует выполнять действие, как это сделать лучше.
Цель совместной деятельности ребенка со взрослым:
- Освоение ребенком возможностей своего тела и предметного мира, укрепление уверенности ребенка в своей состоятельности и значимости для окружающих.
- Достигается в совместном выполнении заданий на воспроизведение действий по образцу или дополнений действий взрослого.
Задачи совместной деятельности:
- Побуждать ребенка к вдумчивому знакомству с текстами художественной литературы. Помогать ребенку устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и их следствиями.
- Развивать потребность к словесному выражению своих чувств и потребностей.
- Воспитывать интерес к миру человеческих отношений.
- Способствовать развитию у ребенка чувства причастности к жизни и уверенности в доброжелательном отношении к нему окружающих.
- Создавать условия для развития начал целостного образа мира
Распределение функций в совместной деятельности ребенка со взрослым:
Взрослый: образец предметного действия и организатор предметно-развивающего пространства. Что взрослый заложит в предметно-развивающую среду, то ребенок и будет осваивать.
То, о чем говорит взрослый с ребенком, закладывает основу для индивидуального образа мира ребенка. При этом предпочтительной является такая основа, которая соединяет все доступные ребенку сведения в единый целостный образ мира.
Ребенок — имитатор образца построения предметного действия. Он делает это непосредственно, не вдаваясь в смысл совершаемого.
Ребенок: участник коллективно — распределенной деятельности, организуемой взрослым.
Ориентиры социально – нравственного развития:
Социальные качества | Открытость общению, дружелюбность, инициативность в совместной деятельности, деликатность в проявлении активности в отношении со взрослым, осознанность базовых эмоциональных и физических состояний; чуткое реагирование на состояниям окружающих; жизнерадостность, реактивность, настойчивость в заявлении о своих потребностях и проблемах, гибкость в совершении ритуалов. |
Социо-культурные навыки | Умеет заявить о своих проблемах взрослымС удовольствием принимает помощь взрослыхЗаинтересованно осваивает доступные своим возможностям навыки самообслуживанияПоследовательно и творчески осваивает различные способы действий с предметами и ритуалыЗаинтересованно участвует в коллективно – распределенной деятельности: игры – потешки, народные игры(хороводы, танцы), ритуальные действия(здравствуйте, пока, пр.), пр. |
Поведение
Нормально «плохое» поведение |
Нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правиламВсячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослыхБолее удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Действует чаще рядом, чем вместеВзаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороныНуждается в положительной оценке своих действий взрослыми Может достаточно внятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях, но роль жестов в общении еще значительна
Не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим и животным |