Вода. 6 лет

Вода —  6 лет

Вода – это величайший дар природы. Все живые организмы обязательно содержат в себе воду. Человек состоит  на ¾ из воды. Чтобы представить себе, сколько это, выполни задание.

Задание 1. Знакомимся с мерками объема

Для этого опыта тебе понадобится банка объемом 1 литр. Попроси взрослых разметить ее на 4 равные части рисками. Для этого можно использовать макреры или тонкие полоски пластыря. Заполни банку водой до третьей риски. Это и будет ¾ от всего объема банки.

Ответь на вопросы:

  • ¾ — это больше половины или меньше?
  • Сколько полных стаканов помещается в ¾ литровой банки?
  • Сколько человек можно напоить чаем из ¾ литра воды, если использовать для этого чашки, которыми пользуется твоя семья за завтраком?

 

Большая часть воды на планете соленая на вкус и пахнет йодом, как вода в море или в океане. Такой водой не напьешься. Твоему организму нужна пресная вода. Пресная вода – чистая. Она не имеет цвета и запаха.

Соленой воды гораздо больше на планете, чем пресной. Пресная и соленая вода все время стремятся навстречу друг другу, чтобы смешаться в единый раствор, как это была в начале сотворения Земли.

Когда это произойдет, жизнь планеты остановится, поэтому Силы Природы препятствуют своенравной и могучей Воде. Эти силы называются: Холод, Притяжение земли, Притяжение Луны, Огонь или солнечное тепло, Давление, Ветер, Земная твердь. Все вместе эти Силы составляют Содружество Сил Равновесия жизни на Земле.На Земле все стихии и силы уравновешивают друг друга и ни одна из них не превосходит другую по могуществу.

Холод. Огромные запасы пресной воды скованы Холодом на полюсах Земли. Замороженная Вода не может никуда бежать. Она  нахлобучена на земной шар как зимняя шапка, и медленно сползает в мировой океан под действием Сил Равновесия Жизни Земли.

 Задание 2. Освобождаем воду от холода

Ты можешь освободить воду от власти Холода. Для этого:

  • Принеси домой несколько снежков и положи на тарелку.
  • Нарисуй на листке бумаги стакан и два циферблата. Вот таких, как на этом рисунке слева.
  • Заметь время, когда ты положил(а) снежки на тарелку. Для этого нарисуй на 1-ом циферблате стрелки, которые показывающих это время.
  • Сделай из ваты столько снежков, сколько ты принес с улицы и приклей их на свой рисунок. Получится коллаж. Подпиши его название и дату выполнения работы.
  • Когда в тарелке снежков не станет, нарисуй на втором циферблате положение стрелок, которое будет на часах в это время.

  • Посчитай, сколько времени понадобилось воде, чтобы освободиться от власти Холода?
  • Запиши это число на своем рисунке.
  • Измерь, сколько воды получилось у тебя из принесенного снега. Для этого слей воду в стакан. 
  • Нарисуй в стакане, такое же количество воды, как у тебя получилось в опыте.

Вот так и в Природе, как только Вода остается без присмотра Холода, сразу начинает оживать и убегать.

 Термометр — Термометр

так называется прибор, которым измеряют температуру. Точка «0» на всех термометрах обозначает температуру, при которой вода замерзает.

 С Южного и Северного полюсов сползают крохотные кусочки ледникового панциря и плавают по морям и океанам многие сотни лет. Крохотные они только для Земли, а для человека они — гигантские ледниковые пираты – айсберги.

Пираты они потому, что неподвластны человеку и очень опасны для его изобретений: кораблей и подводных лодок.

Задание. Сделай кораблик своими руками

  • Выясни опытным путем: какие материалы для этого подходят, а какие не годны.
  • Проложи путь своему кораблику от ближайшего водоема до места на море, где бы ты хотел отдохнуть со своей семьей.

Холод владеет Водой не только на полюсах земли, но и высоко в горах. Чем выше гора, тем больше на ней ледниковая шапка. Лишь очень небольшая часть снежных шапок тает с приходом весны и стекает по склонам гор бурными потоками в долины, подчиняясь Силе Притяжения Земли. Эти потоки люди называют: реки, ручьи, водопады.

Задание 3. Изучаем действие Силы Притяжения Земли

Для этого опыта тебе понадобится небольшая пластиковая бутылка.

  • Наклони бутылочку над ванной. Куда польется вода: вверх или вниз?
  • Повтори опыт несколько раз. Направление вытекающей воды менялось  или было неизменным каждый раз?

Вывод: Направление, в котором вода течет в свободном состоянии всегда указывает на центр земного шара, а сила, которая заставляет Воду стекать в этом направлении — Силой Притяжения Земли.

  • Попробуй освободить пластиковую бутылку от воды так, чтобы она намочила  полотенце, висящее над ванной. 

  • Легко ли было выполнить это задание? Почему? 
  • Что помогло тебе вытолкнуть воду в направлении, противоположном Силе притяжения Земли?

Сила, которая выталкивает воду наверх называется Давлением. А Давление повышается под землей, потому что сердце Земли — огненное и вода при приближении к Теплу превращается в Пар и сильно растет в своем объеме. Пару с водой становится тесно и они на пару спешат выйти из неудобного для них пространства. Ты ведь тоже не любишь носить тесную одежду.

В природе это явление называется гейзерами.

Еще одна сила, которой подчиняется Вода – это Огонь. Тепло превращает воду в пар.На шкале термометра температуру, при которой вода превращается в пар, обозначили точкой «100».

Сходи на улицу и покатайся с горки без санок. Твои штаны очень скоро соберут изрядное количество снега. Если дома штаны не повесить на батарею, они быстро промокнут. Это понятно, почему. Но через какое-то время штаны снова станут сухими. Куда девалась вода, которую ты принес в виде снега домой в штанах?

Задание 4. Изучаем действие тепла на воду. Только со взрослыми!

Чтобы увидеть, как тепло превращает воду в пар, поставьте на огонь чайник с водой. Через некоторое время из носика чайника появится струйка пара. Подставьте под эту струйку донышко кастрюли с холодной водой. На поверхности дна тут же появятся крохотные капельки воды. Можно ее попробовать на вкус. Она пресная. А струйка из чайника — это пар, — та же вода, только очень испуганная. От страха вода стремится превратиться в пар и исчезнуть — испариться. Убегает вода все время  вверх. Когда на пути пара встречается холодная преграда, пар снова превращается в воду.

То же самое происходит иногда в природе летом, когда на улице появляется туман.

 

Мы можем наблюдать это  превращение воды в природе. Оно называется туман. Туман может рассеяться, опуститься на траву в виде росы. А может подняться и превратиться в облако. Количество воды, которое собралось в облаке очень влияет на его внешний вид. Чем меньше в нем воды, тем легче облако, тем выше оно летит, тем оно светлее.

Низкие облака — тяжелые, переполненные водой, имеют серый цвет и их называют тучами. Тучи несут земле дождь.

Дождь – это честная борьба сил природы за право владения водой. Одна из этих сил – Сила Притяжения Земли. Она старается отобрать у тучи воду и заставить упасть ее на землю. Другая сила природы – Ветер.

Ветер  обращается с водой как пастух со стадом овец. Он перегоняет воду с места на место, когда она находится в океане  или  в воздухе.

Если вода поднялась в небо и стала облаком, он   мешает частицам воды собраться в капельки и вспомнить, куда они спешат. Гоняет их как отару, забавляется с пушистыми безобидными облаками.

Но иногда он  так плотно сгоняет облака  в кучу, что они теряют легкость, набирают вес и начинают падать на землю капельками дождя.

Некоторые капельки проливаются на землю. Тогда ветер теряет свою власть над водой, и капельки снова попадают во власть Земли. Ветер не любит спорить с землей. Она  в нашем доме главная хозяйка. Но если капельки попадают в океан или реку, он начинает беспокоить их опять, поднимая волны.

                        Тучка

                              Елена Рылеева

  • Плачет в небе тучка —
  • Дождик так и льет!
  • Пухленькая ручка
  • Нос распухший трет.

 

  • Полегчало горе —
  • Отошла вода.
  • Возвратилась в море,
  • Речкой потекла.

 

  • Золотистый лучик
  • Вытер тучке нос.
  • Лучезарный стульчик
  • Девочке поднес.

 

  • Отдохнула рева,
  • Просушив бока,
  • Облачком – коровой
  • По небу пошла.

Задание 5. Ветер-ветер, ты могуч…

Сделай несколько корабликов из бумаги. Налей в тазик или ванну воды и запусти свою флотилию. Попробуй управлять движением корабликов, поддувая в их паруса. Получилось? Вот так и в природе, Вода послушна Ветру.

Воду часто называют живой, потому что она, как живая, совершает огромную работу по дороге к морю. Некоторые из твердых пород земли измельчаются в воде до крохотных частичек. Эти частички твердого вещества смешиваются с водой и делают ее не прозрачной, мутной. Такие смеси воды с веществами называются взвеси.

Вода захватывает их с собой и относит к океану. Там взвеси успокаиваются и опускаются на дно рыхлым слоем. Со временем они снова станут земной твердью.

Но есть вещества, которые растворяются в воде, но потом на дно не оседают.  Такие соединения воды с веществами называют растворами. Растворы по внешнему виду могут ничем не отличаться от чистой воды. Океанская вода – это раствор соли. Чай – это тоже раствор.

Растворы – это уже не совсем чистая вода. Чтобы она очистилась и снова приобрела свойства так необходимые живым организмам, вода должна просочится через толстый слой рыхлых пород земной тверди.

Задание 6.  Изучаем растворяемость веществ

Для этого опыта тебе понадобится несколько прозрачных емкостей (можно использовать литровые банки) и различные вещества: сахар, соль, крупа, земля, песок, горошки пластилина, пр.

  • Попробуй смешать с водой каждое вещество и посмотри, что у тебя получится?
  • Нарисуй то, что у тебя получится в каждом опыте на отдельном листочке. Подпишите название вещества, которое растворялось в воде на этом рисунке.

Там, где вещество растворилось в воде без следа  — получился раствор. Там, где вещество замутило воду, но после некоторого времени осело на дно – получилась взвесь. Там, где вещество легло на дно, не меняя своих свойств и форм – ничего не получилось Над этим веществом вода не властна.

  • Изучи и запомни название веществ, которые растворяются водой или образуют с ней взвеси.
  • Как по другому можно назвать морскую воду? Почему?

Люди заметили свойство воды растворять некоторые вещества и стали использовать ее для уборки своих жилищ, улиц городов, стирки одежды: растворяет (вещества и породы земли, грязь на посуде и полах), стирает(белье, надписи на песке и земле), разрушает (горные породы и здание), несет (корабли и кораблики, лодки и мусор), чистит(воздух), моет(ягоды, цветы, руки, носы, тело, хвосты, шкурки), убирает (улицы, берег моря) поит – все живое на земле!

 

Вода в твоем доме. Жизнь твоего дома как осколок зеркала полностью отражает жизнь всего космического дома человека. Поэтому в нем обязательно есть вода  и она свершает те же самые круговороты, что и в природе.

Существует множество приспособлений, которые помогают воде найти дорогу к каждому дому, в попасть в каждую квартиру. Так, в городские квартиры вода поступает по канализационным сетям. Они как паутинки оплетают все городские постройки.

Канализационная сеть позволяет сделать приток воды в квартиру и ее сброс постоянным. Захотелось помыться, повернул кран — и побежала вода веселой струйкой в  ванну. Помылся, открыл пробку, и ушла вода в  темноту канализационного слива.

Так твоя семья потребляет чистую воду, а сбрасывает в водосток разные растворы и взвеси.

 

Задание 7. Вода — это чистота и здоровье

  • Какие процедуры с водой были у тебе сегодня утром?
  • Какие следы от твоих действий сохранила вода? Перечисли их.

Задание 8. Вода в доме — это отражение жизни людей или Кто живет в твоей квартире?

Нарисуй всю свою семью.

  • Подумай, для чего каждому из жильцов твоей  квартиры нужна вода?
  • Кто из жильцов квартиры, в которой ты живешь, самый большой потребитель (пользователь) воды? Как он использует воду в своей повседневной жизни?
  • Когда расход воды в твоей квартире больше: в праздники или в будни? Почему?

Вода подвластна Притяжению Земли. Ты уже имел(а) возможность в этом убедиться. Вода сама стекает вниз – к самому сердцу земли отовсюду, а подняться против этой силы, ей могут помочь другие силы или человек.

Если воду из канализации сбрасывать прямо в природные водоемы, они очень быстро переполнятся грязью и загниют. Грязный водоем дурно пахнет и в нем мало жильцов, так как им плохо живется.

Поэтому рядом с большими городами всегда строят очистительные сооружения. Эти сооружения очень похожи на подземные водохранилища. В них вода тоже отстаивается, упокаивается и отдает часть мусора и грязи, которую вынесла из городских квартир и предприятий.

Затем она проходит через фильтры, похожие на толстый слой рыхлого вещества земли, которым оставляет остальную грязь. После этого очищенная вода снова может искать свой поток к океану.

Кроме канализационных сетей, в твоем доме есть отопительная сеть, которая обогревает квартиру в холодное время года. По ней тоже бежит вода. Только она предварительно разогревается. Вода приносит тепло в помещение и отдает его батареям. В доме она не задерживается и в него открыто не проникает. Ее скрывает металлический каркас отопительной системы.

Задание 9.  Вода в моей жизни

В одной квартире живут два пенсионера: бабушка и дедушка. Исследование водосброса (то, что сливается из этой квартиры по канализационной трубе) этой квартиры за один день показало, что в воде содержаться:

  • Пыль и песок с ближайших улиц;
  • Остатки зубной пасты и мыла;
  • Стиральный порошок;
  • Хлопья жира и частицы вареных и сырых овощей.

Что делали жильцы квартиры в этот день?

Задание 10. Изготавливаем лупу

Чистая вода прозрачна для света и сквозь нее хорошо видно. Налей в чистую банку воды и нарисуй небольшой рисунок. Помести банку с водой между собой и рисунком так, чтобы рисунок полностью скрылся за банкой. Что изменилось в изображении?

Кроме сетей, вода попадает в твой дом с бутылками Кока Колы и соками. Она содержится почти во всех продуктах. Только ее количество в них значительно меньше, чем в канализационной сети. Зато ее значение в твоей жизни значительно выше. Потому что эта вода проникает прямо в твой организм. Вот почему нельзя есть фрукты и овощи, выросшие в загрязненных местах: рядом с дорогой, вблизи промышленных предприятий.

В этих местах вода  содержит такое большое количество вредных веществ, что растения не могут отделить их от воды. Не прошенные гости проникают в тебя и начинают свою зловредную работу, заставляя тебя болеть. Так отравленная человеком вода начинает наказывать человека за его непочтительное отношение к себе и природе.

Вода в твоем организме.

Человеческому организму необходимо постоянно пополнять запасы пресной воды. Когда они уменьшаются, организм дает тебе об этом знать чувством жажды. Почему это происходит? Вместе с пищей в твой организм попадает большое количество разных веществ. Пища растворяется в органах пищеварения и поступает в кровь в виде раствора. Кровь пробегает по всему телу и разносит клеточкам свой груз. Каждая клетка сама знает, какое вещество ей следует взять из живого потока крови.

Взамен отобранного вещества, клетка передает непрерывному потоку крови отработанные и ненужные ей больше вещества. Поток крови захватывает их на обратном ходу выносит из организма. Ты знаешь как это происходит.

Кроме того, вода выделяется из организма в виде пота. Так организм борется с повышение температуры тела.

Задание 11. Что вверху, то и внизу

Подумай и ответь на вопросы:

  1. Какую систему водоснабжения напоминает тебе кровяной поток в твоем организме? Почему?
  2. Какое свойство воды использует твой организм для охлаждения тела?

Бегущие потоки воды, которые самостоятельно пробивают себе дорогу по суше называются реки, ручьи, водопады. Посмотри сколько их на карте мира!

Задание 12. Бежит-бежит водичка

  • Вот самая полноводная река мира – Амазонка. Покажи на карте движением руки направление ее течения. Почему ты так думаешь?
  • Найди на карте самую длинную реку мира – Нил. Она протекает по Африке.

Самые большие реки России: Волга, Обь, ЕнисейЛена. Они собирают воду из других рек – притоков  и несут ее в океан.

  • Найди на карте названия океанов, в которые сносят воду эти реки.  Для этого найди устья этих рек на карте России, а затем найди этот берег и океан, который его омывает.
  • Воду какой реки ты пьешь? Как она называется? Найди ее на карте.
  • Проложи на карте весь путь воды от твоего дома до океана. Запомни названия реки и других водостоков, по которым река несет свои воды до моря-океана.

Реки и ручьи – это творения нерукотворные. Их создала природа. Но существуют и рукотворные русла потоков. Их называют каналами. Каналы прокладывают  люди, чтобы направить воду в нужное им место – водоем. Водоемы тоже бывают рукотворные и нерукотворные. Нерукотворные водоемы – вместилища воды: лужи, озера, болота. Рукотворные – пруды, фонтаны, аквариумы, океанариумы.

Если дно рыхлое, то вода стремится проникнуть к сердцу земли как можно ближе. Поэтому в природе вода занимает всегда самые низкие места.  

Рыхлые породы это: песок, глина и гравий – мелкие камушки. Проникая  через эти слои земной тверди,  вода отдает им  растворенные вещества, и снова становится чистой и пригодной для жизни, но при этом попадает слишком глубоко под землю.   Под землей вода собирается в огромные хранилища.

Подземные водохранилища – это еще один вид ловушек для воды. Они расположены так низко, что живым организмам становится невозможно  проникнуть на такую глубину. Поэтому пойманная в них чистая вода успокаивается и на некоторое время выходит из Великого Круговорота Жизни Земли. А когда ее собирается слишком много, она находит удобные места и снова пробивается на поверхность. Места, в которых вода встречается с солнечным светом, называют родниками.

Солнечный свет возвращает воде память и она опять начинает искать дорогу к океану. Но на пути у нее встает еще одна сила — Земная твердь.

Земная твердь заставляет воду принимать любую, угодную ей форму. Своей формы вода не имеет. В противоборстве двух стихий вода оказалась более податливой и подчинилась тверди. Так на карте мира материки и острова заняли более возвышенные места и обозначили их своей особой, неповторимой формой — береговой линией. Берег — это граница воды и тверди.

Задание 13. Волны вынесут на берег…

Из какой сказки эти строки. Кто автор этой сказки?

Разбегутся в шумной беге
и очутятся на бреге
в чешуе, как жар горя
тридцать три богатыря…

  • Обведи на карте береговую линию своей страны.
  • Найди на ней Австралию — самый маленький материк. Обведи его береговую линию.
  • Найди на карте Америки. Какая из них Северная? Почему ты так думаешь?
  • Как называется Полюс, который находится возле Южной Америки? Какой материк скрывается под снежной шапкой Южного полюса? Напиши его название на карте.

 

Сила притяжения Луны заставляет воды океанов и морей выходить из своих берегов и наступать на сушу.

 Нравится воде ночная красавица Луна. Каждый раз, когда она проходит над водой, та заглядывается на прохожую красавицу и тянется вслед за ней. Люди называют эти ухаживания воды за космической соседкой приливами.

Но когда холодная гостья скрывается с глаз, вода вспоминает о своей истиной хозяйке — Земле и подчиняется силе ее притяжения. Наступает отлив. Океан входит свои берега до следующей встречи. Приливы и отливы морей и океанов – это тоже борьба двух сил природы, двух сил притяжения – Луны и Земли.

На дне океанов и морей тоже есть земная твердь, которая называется дном.

Все океаны (гидросфера) и моря имеют свои имена собственные. Океанов на земном шаре четыре: Тихий, Атлантический, Северный – Ледовитый, Индийский.

Названия некоторых морей тебе тоже наверняка известны: Черное, Белое, Каспийское, Средиземное, Карибское, Красное и др.

Задание 14. Моря и океаны моей родины

Найди на карте России все моря, которые омывают ее границы.

Проявление возмущений воды против непочтительного обращения к природе.

Вода может отомстить  человеку за плохое отношение к природе  сильными ливнями с наводнениями(гроза). Может наоборот надолго забыть уголок земли и превратить его в пустыню (засуха). Может убить урожай разящим градом.

В море ее гнев проявляется ураганами (торнадо) и штормами. Иногда она оборачивается разрушительными цунами.

Чтобы лучше запомнить уроки разбушевавшейся стихии,  люди каждому такому явлению дают собственные имена и хранят память об этих горьких уроках долгие годы.

Задание 15. Уроки воды

  • Попробуй найти названия самых страшных уроков воды — имена цунами, ураганов, торнадо.