Елена Рылеева
В российской системе дошкольного образования сложилась традиция разделения процесса на обучение и воспитание. Такая постановка вопроса предполагает наличие нескольких результатов педагогического труда.
Ребенок, поступающий в школу, может быть:
Вариант первый. Не самый лучший. Ребенок приходит в начальную школу отлично обученным, но плохо воспитанным. Такой ребенок отлично владеет специфическими навыками, необходимыми для занятий в школе. Он считает, бегло читает, справляется с творческими заданиями на уроках труда, рисования и музыки. Может даже иметь отличные оценки по физкультуре. Но при этом все свои достижения он выигрывает в тяжелом жестоком соревновании с другими учениками класса.
Для такого нелегкого труда нужен особый характер. Вот перечень наиболее часто встречающихся его проявления в начальной школе: эгоистичен, болтлив, дерзок, агрессивен по отношению к слабым и отстающим, не в меру честолюбив, корыстолюбив, лишен нравственных и социальных мотивов и переживаний. В центре внимания такого «передовика» находится забота о постоянном подтверждении своего статуса.
С таким характером отношения с учителем могут складываться по-разному. Но если учитель умный и грамотный, такому ребенку не позавидуешь!
Вариант второй. Ничуть не лучше! Ребенок приходит в начальную школу хорошо воспитанным, но слабо обученным. Такой ребенок чаще всего бывает замечательным товарищем и хорошим другом, он добрый и отзывчивый, послушный и вежливый, исполнительный в меру своих возможностей и жизнерадостный в силу возрастных особенностей.
Но начальный период обучения в школе превращается для такого ребенка в серьезное испытание. У него не развиты прежде всего общеучебные навыки и психические процессы: мекая моторика руки, может быть плохая память и рассеянное внимание, возможно он будет иметь ограниченный кругозор. Хуже, если при этом он будет иметь низкую учебную мотивацию.
Кроме того, у него могут быть недостаточно развиты специальные навыки, которые нужны для успешного обучения в школе: он может плохо считать и выполнять в уме логические операции, с трудом рисовать и петь, неправильно двигаться и сидеть за столом. Да мало ли чего! Хотя последние недостатки исправляются гораздо быстрее первых.
Отношения с учителем у таких детей чаще всего складываются хорошо. Но обучение может омрачаться отношениями с родителями, которые воспринимают плохую успеваемость, как личное оскорбление.
Вариант третий. Блестящий! В этом случае ребенок приходит в школу хорошо воспитанным и обученным. Тогда он соединяет в себе все наилучшие качества и способности из первых двух вариантов. А недостатки проявляются в нем только изредка, как симптом усталости или временно неблагоприятных социальных условий.
В этом случае отношения ребенка с родителями и учителями обычно складываются блестяще.
Как показывает жизнь, «блестящих» дошкольников сегодня единицы, а «остальных» — подавляющее большинство. Возможно, причина кроется в излишней оторванности образования дошкольников от жизни и непроницаемости перегородки между обучением и воспитанием. Может стоит попробовать соединить эти два базовых процесса образования дошкольников в один?
Давайте попробуем ВМЕСТЕ помочь нашим детям обрести радость и прекрасный багаж от школьных лет, обеспечивающий успех и процветание в нашем непростом мире.