Я — уникальный!
ПРИМЕЧАНИЕ. Каждый человек приходит в этот мир с дарами, которые скрыты в нем до сроку. Этих даров гораздо больше, чем человек успевает открыть миру за свою жизнь. Поэтому никогда заранее неизвестно, какие из даров проявятся на свете и напишут неповторимый портрет личности. Разум человека устроен так , что он постоянно ищет в окружающем мире ответы на вопросы о тайне своего существования. В зависимости от получаемых ответов он поступает и думает о себе. Все мысли о себе связаны между собой и составляют основу самосознания.
Самосознание – это такое состояние сознания, при котором все внимание человека сконцентрировано на себе самом. Это позволяет человеку стать более восприимчивым к своим потребностям и установкам.
Представления о себе, полученные таким способом, позволяют получить глубинные знания о своей сущности. Этот процесс знакомства со своим внутренним и внешним Я называется самопознанием.
Результатом процесса самопознания является Я-концепция, которая определяет поступки человека. Поэтому очень важно с детства окружить человека атмосферой доброжелательной отзывчивости, в которой он сможет увидеть как в зеркале прекрасные стороны своего Я, тогда и поступки его станут замечательными. Эта программа и ориентирована на создание предпосылок для будущих положительных и конструктивных поступков зрелой личности.
Каждый человек уникален не только внешне, но и содержательно. Но не каждый взрослый это сознает. Отсутствие чувств и осознанных представлений о себе вынуждает человека быть конформным(зависимым), пассивным, неудовлетворенным жизнью. Неверные представления о себе делают человека необъективным и неуспешным в жизни, живущим непродуктивно, с обидами на мир и людей. Негативное отношение к себе развивает в человеке комплексы и даже делает его асоциальным.
Поэтому важно помочь ребенку, сохраняя высокую положительную самооценку на всю жизнь, сделать ее объективной, помочь подыскать достойное служение своим особенностям.
***
Мы, люди, похожи друг на друга и непохожи одновременно. Все наши «непохожести» играют огромную роль в жизни человечества, они нас сближают и составляют основу общинной(социальной) жизни человечества. Каждое яркое сильное наше качество делает нас «нужными» окружающим. А слабости наши служат основанием для обращения за помощью и благодарности окружающим.
Жизнь человека – это процесс постоянного приобретения и совершенствования своих способностей и навыков, позволяющих слиться с окружающими людьми, быть полезным другим, уметь действовать сообща и делать что-то, имеющее ценность для других. На этом пути проще живется тем, кто развивает то, что ярко выражено от природы и в семье. Например, Савва Мамонтов был четвертым ребенком и третьим сыном в богатой семье. Но когда перед его отцом встал выбор, кому из трех сыновей передать по наследству капитал и недвижимость, отец стал готовить к принятию роли основного преемника и наследника состояния именно его, потому что Савва обладал живым нравом, смекалкой, хорошим здоровьем, нравственностью и трудолюбием. История показала, что выбор был сделан правильно.
Но бывают и другие случаи. Человек прилагает все свои старания, чтобы развить в себе то качество, которое от природы не дано в достатке, и добивается на этом поприще блестящих результатов. Так, Александр Суворов родился болезненным ребенком, но с детства мечтал стать военным. Эта мечта заставляла маленького Сашу усиленно заниматься закалкой и тренировкой своего тела и духа. И он в этом преуспел. Его имя запечатлелось в истории не только нашего народа, но и в истории человечества, как непревзойденный образец военного мастерства и удачи.
Эти две удивительные биографии ярко демонстрируют тот факт, что уникальность человека и его жизненного пути определяется не только био-социальной предпосылками, но и его сознательным выбором. Поэтому родителям не стоит жестко настаивать на своем видении развития ребенка. Гораздо более результативным и легким оказывается ненавязчивое сопровождение и окультуривание активности ребенка, чем жесткая дидактическая система.
Дошкольное детство — колыбель характера человека. Колыбель – не кузница. Она не задает форму, она помогает проявиться скрытому. Поэтому первые проявления сознательной индивидуальности – это хороший урок для ребенка, но не основание для последующей эксплуатации окружением его проявлений и способностей. Все еще может измениться и не раз. Но этот урок многого стоит.
Во-первых, потому что предоставляет ребенку возможность услышать от взрослых, что он очень любим своими родителями, воспитателями и окружающими детьми.
Во-вторых, ребенок должен узнать, что он талантлив. Об этом нужно говорить всем детям дошкольного возраста, потому что истинные таланты проявляются не ранее 5 лет, а мифические представления о наличие таланта, составленные на основании суждений окружающих, всегда украшали человеку жизнь и при правильной дозировке могут дать удивительные результаты.
В — третьих, ребенок должен вообще научиться обращать внимание на тех, кто его окружает, и ценить их за отличные от других «таланты», правильно адресовать свои просьбы и предложения. Так формируются социальные мотивы и установки.
Ознакомление с содержанием темы тесно связано с предыдущим материалом и углубляет представления по ним.
Дидактическая матрица представлений об индивидуальности, доступные сознанию дошкольника 5 лет.
Имя |
Уникальность, самооценка соответствия своей сущности имени |
Внешность |
Пол, возраст, полнота, цвет глаз и волос, длина волос, осанка, походка |
Физические данные |
Рост, вес, размер ноги, сила рук, здоровье, меткость, ловкость, стремительность, выносливость, сила |
Культурные навыки |
Опрятность, чистоплотность, соответствие моде, вежливость |
Общие способности |
Ум, сообразительность, начитанность, гибкость и эффективность в выстраивании отношений с окружающими(социальные), здоровье, целеустремленность, жизнерадостность, |
Специальные способности |
Музыкальные, художественные, к театрализованным действам, спортивные, голос, танцевальные |
Социально — нравственные |
Дружелюбие, открытость, честность, заботливость и внимание, доброта, красота |