8. Справочный материал

Я — уникальный!

ПРИМЕЧАНИЕ.  Каждый человек приходит в этот мир с дарами, которые скрыты в нем до сроку. Этих даров гораздо больше, чем человек успевает открыть миру за свою жизнь. Поэтому никогда заранее неизвестно, какие из даров проявятся на свете и напишут  неповторимый портрет личности. Разум человека устроен так , что он постоянно ищет в окружающем мире ответы на вопросы о тайне своего существования. В зависимости от получаемых ответов он поступает и думает о себе. Все мысли о себе связаны между собой и составляют основу самосознания.

Самосознание – это такое состояние сознания, при котором все внимание человека сконцентрировано на себе самом. Это позволяет человеку стать более восприимчивым к своим потребностям и установкам.

Представления о себе, полученные таким способом, позволяют получить глубинные знания о своей сущности. Этот процесс знакомства со своим внутренним и внешним Я называется самопознанием.

Результатом процесса самопознания является Я-концепция, которая  определяет поступки человека. Поэтому очень важно с детства окружить человека атмосферой доброжелательной отзывчивости, в которой он сможет увидеть как в зеркале прекрасные стороны своего Я,  тогда и поступки его станут замечательными. Эта программа и ориентирована на создание предпосылок для будущих положительных и конструктивных поступков зрелой личности.

Каждый человек уникален не только внешне, но и содержательно. Но не каждый взрослый это сознает. Отсутствие чувств и осознанных представлений о себе вынуждает человека быть конформным(зависимым), пассивным, неудовлетворенным жизнью. Неверные представления о себе делают человека необъективным и неуспешным в жизни, живущим непродуктивно, с обидами на мир  и людей. Негативное отношение к себе развивает в человеке комплексы и даже делает его асоциальным.

Поэтому важно помочь ребенку, сохраняя высокую положительную самооценку на всю жизнь, сделать ее объективной, помочь подыскать достойное служение своим особенностям.

***

Мы, люди, похожи друг на друга и непохожи одновременно. Все наши «непохожести» играют огромную роль в жизни человечества, они нас сближают и составляют основу общинной(социальной) жизни человечества. Каждое яркое сильное  наше качество делает нас «нужными» окружающим. А слабости наши  служат основанием для обращения за помощью и благодарности окружающим.

Жизнь человека – это процесс постоянного приобретения и совершенствования своих способностей и навыков, позволяющих слиться с окружающими людьми, быть полезным другим, уметь действовать сообща  и делать что-то, имеющее ценность для других. На этом пути проще живется тем, кто развивает то, что ярко выражено от природы и  в семье. Например, Савва Мамонтов был четвертым ребенком и третьим сыном в богатой семье. Но когда перед его отцом встал выбор, кому из трех сыновей передать по наследству капитал и недвижимость, отец стал готовить к принятию роли основного преемника и наследника состояния именно его, потому что Савва обладал живым нравом, смекалкой, хорошим здоровьем, нравственностью и трудолюбием. История показала, что выбор был сделан правильно.

Но бывают и другие случаи. Человек прилагает все свои старания, чтобы развить в себе то качество, которое от природы не дано в достатке, и добивается на этом поприще блестящих результатов. Так, Александр Суворов родился болезненным ребенком, но с детства мечтал стать военным. Эта мечта заставляла маленького Сашу усиленно заниматься закалкой и тренировкой своего тела и духа. И он в этом преуспел. Его имя запечатлелось в истории не только нашего народа, но и в истории человечества, как непревзойденный образец военного мастерства и удачи.

Эти две удивительные биографии ярко демонстрируют тот факт, что уникальность человека и его жизненного пути определяется не только био-социальной предпосылками, но и его сознательным выбором. Поэтому родителям не стоит жестко настаивать на своем видении развития ребенка. Гораздо более результативным и  легким оказывается ненавязчивое сопровождение и окультуривание активности ребенка, чем жесткая дидактическая система.

Дошкольное детство — колыбель характера человека. Колыбель – не кузница. Она не задает форму, она помогает проявиться скрытому. Поэтому первые проявления сознательной индивидуальности – это хороший урок для ребенка, но не основание для последующей эксплуатации окружением его проявлений и способностей. Все еще может измениться и не раз. Но этот урок многого стоит.

Во-первых, потому что предоставляет ребенку возможность услышать от взрослых, что он очень любим своими родителями, воспитателями и окружающими детьми.

Во-вторых, ребенок должен узнать, что он талантлив. Об этом нужно говорить всем детям дошкольного возраста, потому что истинные таланты проявляются не ранее 5 лет, а мифические представления о наличие таланта, составленные на основании суждений окружающих, всегда украшали человеку жизнь и при правильной дозировке могут дать удивительные результаты.

В — третьих, ребенок должен вообще научиться обращать внимание на тех, кто его окружает, и ценить их за отличные от других «таланты», правильно адресовать свои просьбы и предложения. Так формируются социальные мотивы и установки.

Ознакомление с содержанием темы тесно связано с предыдущим материалом и углубляет представления по ним.

Дидактическая матрица представлений об индивидуальности, доступные сознанию дошкольника 5 лет.

Имя

Уникальность, самооценка соответствия своей сущности имени

Внешность

Пол, возраст, полнота, цвет глаз и волос, длина волос, осанка, походка

Физические данные

Рост, вес,  размер ноги, сила рук, здоровье, меткость, ловкость, стремительность, выносливость, сила

Культурные навыки

Опрятность, чистоплотность, соответствие моде, вежливость

Общие способности

Ум, сообразительность, начитанность, гибкость и эффективность в выстраивании отношений с окружающими(социальные), здоровье, целеустремленность, жизнерадостность,

Специальные способности

Музыкальные, художественные, к театрализованным действам, спортивные, голос, танцевальные

Социально — нравственные

Дружелюбие, открытость, честность, заботливость и внимание, доброта, красота