Мотивационная готовность к обучению в школе

Елена Рылеева

Можно заставить войти коня в воду,

но нельзя заставить его пить. Рус.посл.

Сегодня во всем цивилизованном мире существует система обязательного образования. Россия в этом плане не исключение. С этого года в нашей стране первой  ступенью этого обязательного образования становится дошкольное. Обязательное — значит НАДО! Успешность прохождения этой ступени социальной лестницы во многом зависит от внутренней готовности ребенка с радостью соответствовать требованиям, предъявляемым к нему социумом. Если такого желания нет, у малыша всегда остается возможность мимикрировать под норму или откровенно демонстрировать противоположное. И тогда такой ребенок становится головной болью родителей, педагогов и группы специалистов, обеспечивающих «устранение неполадок» в сломанном механизме огромной машины общественного производства. Нехорошо, когда жизнь человека начинается с «ремонта». 

Поэтому родителям, которые заботятся о хорошей судьбе своего ребенка,  полезно знать и уметь различать мотивационную готовность ребенка к обучению к школе.

Высокий уровень мотивации

Ребенок любознательный и активный, легко входит в контакт со взрослым и умеет заявить о своих интересах и трудностях; ребенок с удовольствием выполняет предъявляемые взрослым требования и самостоятельно стремится поддерживать правила, регулирующие взаимодействие во время занятий. Личностные особенности: добросовестность, ответственность, заинтересованность в положительной оценке своих результатов и настойчивость в заявлении своих интересов. Умеет сдерживать отрицательные эмоции, вызванные проигрышем в играх и трансформировать их в социально приемлемые формы выражения и поступки. Неуспешное выполнение учебных заданий мобилизирует внутренние ресурсы и повышает уровень креативности, в т.ч. социальное творчество (поиск выгодных партнеров, в т.ч. взрослых).

В рисунках на школьную тему преобладают: учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

 

Хорошая школьная мотивация

Ребенок активный и положительно реагирует на предложение взрослого выполнить задание по правилу, склонен выполнять требования, связанные с организацией учебной деятельности и поддерживает их самостоятельно, если взрослый поощряет такое поведение похвалой и заинтересованным вниманием. Успешно справляется с учебными заданиями и легко включается в коллективную игру.

В рисунках на школьную тему преобладают: учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительное отношение к обучению в школе

Ребенок достаточно благополучно чувствуют себя в среде сверстников инее теряется на групповых занятиях, однако при удобном случае уклоняется от выполнения учебных заданий и предпочитает им игры со сверстниками. .Успешность выполнения учебных заданий зависит от количества внимания взрослых и  личных симпатий к педагогу.

В рисунках на школьную тему преобладают как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Низкая школьная мотивация

Ребенок  включается в учебную деятельность неохотно, внимание на занятиях рассеянное, учебные задания принимаются к выполнению только при индивидуальной работе или персональном обращении пеагога, часто отвлекается. Быстро устают. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности ввиду недостаточной сформированности общеучебных навыков.

В рисунках на школьную тему преобладают игровые сюжеты, которые могут быть  косвенно связаны со школой.

Негативное отношение к школе

Ребенок резко отрицательно реагирует на предложение взрослого позаниматься или выполнить задание по инструкции. Общеучебные навыки несформированы или провляются спонтанно – при выполнении любимых заданий.  Есть  проблемы в общении со своерстниками и взрослыми, не может заявить о своих трудностях или делает это в асоциальных формах.  . Разговор о школе нередко вызывает резко отрицательную реакцию. На занятиях часто плачут, просятся домой или демонстрируют агрессию, отказываясь выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

В рисунках на школьную тему преобладают отвлеченные сюжеты, не соответствующие предложенной школьной теме, но отражающие индивидуальные пристрастия ребенка.