социально-педагогическая модель детского сада

Елена Рылеева

В нашей модели социально-педагогические функции учреждения закладываются в систему показателей качества образования воспитанников:

  • положительные изменения в ближайшем социуме;
  • уровень социальной успешности воспитанников;
  • изменение социальной ситуации развития воспитанников в семье, поддерживаемое педагогическим просвещением членов семей воспитанников в активных формах (занятия, тренинги, групповое консультирование, прямое участие в учебно-воспитательном процессе своих детей, делегирование части контролирующих функций учреждения родителям с предварительной их подготовкой к этой миссии, пр.).

В качестве точек развития модель предусматривает включение в открытый учебно-воспитательный процесс воспитанников стажеров (выход на систему повышения квалификации и систему подготовки кадров для дошкольного образования). Данный аспект модели относит ее к категории саморазвивающихся, что значительно повышает ее устойчивость и эффективность. 

Социально-педагогическая модель детского сада

 Схема 1

Образовательный процесс в нашей модели является открытым и в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. В основе учебного процесса лежат:

  • метапредмет, содержание которого позволяет воспитанникам  находить ответы на главные вопросы человека (программа развития самосознания «Открой себя» — Рылеева Е.В.);
  • многоуровневая система управления социальной ситуацией развития воспитанников, моделируемой на паритетных началах с семьей.

Каким образом осуществляется взаимодействие педагогов и семьи в образовательном процессе воспитанников, показано на схеме 1.

Жирными стрелками обозначено распределение традиционных для детского сада  управленческих функций между всеми субъектами образования воспитанников, включая самих воспитанников:

Родительская общественность — контроль показателей успешности детей и состояния социальной ситуации развития воспитанников в группах ДОУ;

Воспитанники — выбирают некоторые формы учебно-воспитательных заданий, методически организуемых соответствующими службами ДОУ и поддерживаемые специальной подготовкой семьи к их выполнению (система тонких двунаправленных стрелок внизу схемы); участвуют по желанию в реализации своих проектов и проектов своих сверстников, меняя ситуацию в своей группе, детском саду и семье.

Тонкими стрелками обозначены второй и третий уровни влияния на качество образования воспитанников – осуществляемые по желанию родителей и неуправляемые непосредственно.

Второй уровень проходит через семью и связан с положительными изменениями в социальной ситуации развития ребенка в семье, обусловленными включенным участием семьи в образовательный процесс своих детей и его психолого-педагогической поддержкой (нижняя часть схемы). Занятия для членов семьи посещаются по желанию.

Положительные изменения в окружающем воспитанников пространстве связаны прежде всего с воплощением в реальной жизни проектов воспитанников. Примерами таких положительных изменений в нашей практике были: декоративная отделка прогулочных веранд, выполненная по эскизам воспитанников; перепланировка прогулочных площадок и появление на них спортивных модулей и комплексов; появление аллеи выпускников на прилегающей к детскому саду территории; организация авторских выставок с участием профессионалов в качестве старших коллег по творчеству; репортажи по кабельному телевидению с выражением мнения детей в СМИ по острым социальным проблемам окружающего социума, пр. (10).

По окончании каждого учебного года на наших экспериментальных площадках проводилось награждение победителей конкурсов на звание «Лучший родитель года», «Лучшая бабушка года», «Лучший выпускник года», на котором присутствовали представители местной администрации, делались сообщения в местной прессе. Кстати, воспитанники детского сада принимали непосредственное участие в выборах победителей, равно как и члены их семей.

Таким образом, предлагаемая в нашей модели система управления отличается от традиционной прежде всего по двум параметрам: делегированием части контролирующих функций родителям воспитанников и включением в функции учреждения (совместно с родительской общественностью) реализации детских проектов в реальной жизни – социальный аспект образовательного процесса.

Данная модель, как уже говорилось выше, является результатом многолетних практических поисков и научных изысканий. Ее истоки лежат в начале девяностых на Пушкинской земле (Московская область, Инновационный комплекс «Гимназия – детский сад «Тарасовка»), как практический ответ на первую реформу российской системы образование (1991 г.). Несмотря на неполную реализацию реформы девяностых, данная модель проявила свойства жизнеспособности, устойчивости развития и самоадаптации к различным изменениям в социуме (в т.ч. кризисным явлениям). Но учреждения и отдельные педагоги ДОУ, которые поверили, приняли и прошли школу поиска и выбора пути развития сегодня уже давно пишут о себе сами, заявляя тем самым о своей способности к дальнейшему саморазвитию и конкурентоспособности (п.8-9).

В заключение хотелось бы отметить несколько замечательных работ по социально-педагогическому партнерству, заявивших о себе  на 15-ом Российском образовательном форуме.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» с. Сотниково, Иволгинского района (Бурятия)

решает очень важную проблему раннего выявления с социально-педагогического сопровождения талантливых детей в отдаленных сельских регионах РФ. Опыт этого учреждения заслуживает внимания еще и потому, что в России 68% населения проживает именно в сельской местности. Юные таланты, открытые и бережно выпестованные в этом удивительном детском саду, имеют самую живую связь с лучшими культурно-образовательными учреждениями региона — вплоть до  Восточно-Сибирской Государственной Академией культуры и искусства, куда дети поступают после окончания школы, в т.ч. через лауреатства в различных конкурсах.

Решение этой задачи осуществляется через:

  1. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников в процессе которого все субъекты, включая воспитанников и их родителей, выходят в режим непрерывного саморазвития и становятся активными участниками социальных преобразований окружающего макросоциума;
  2. Опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования своего ребенка, в т.ч. создание социально – значимого продукта, который становится ярким  событием в жизни воспитанников и их окружения.
  3. Тиражирование опыта работы, перенос проекта в практику работы ДОУ района, республики,  России.

 

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 73 «Центр развития ребенка — Детский сад «Веселые человечки»

ГОРОД НОРИЛЬСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Педагогическим коллективом этого образовательного учреждения разработана и реализована на практике социально-педагогическая модель детского сада,  очень близкая к рассмотренной выше, только предметом общих забот родителей и педагогического коллектива является здоровье воспитанников. Поэтому показатели здоровья заложены в систему обратной связи и контролируются родительской общественностью.

В процессе тесного взаимодействия родителей с педагогическим коллективом ДОУ по вопросам воспитания своего ребенка идет естественный рост уровня педагогической культуры семьи.

Всякому овощу свой срок. Очень отрадно осознавать, что современное российское дошкольное образование активно разворачивается лицом к семье воспитанников и социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи – уже не теоретическая модель, а воплощенная реальность, востребованная временем.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Издат. Институт практической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 1996. – 384 с.
  2. 2.     Бочарова В.Г. Социальная педагогика:  диалог науки и практики// Журнал Педагогика, № 9, 2003
  3. 3.     Гончар Н. Социальное партнерство: роль, направление организации, формирование готовности к партнерству в школе // htpp://mega.cross-edu.ru
  4. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «ОТКРОЙ СЕБЯ».- Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 2, 6, 7, 10 ,1998 г.
  5. Максимов Г. Двор моей мечты. / Журнал «Социальное партнерство» № 3, Планета «детство»./ Газета
  6. Кузьмина Н  Панфиловский проспект» №12 (104) ноябрь
  7. Хамяляйнен Х. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: пер с финского: кн. Для воспитателей детсада и родителей. –М.: Просвещение, 1993.
  8. Кирьянова Р., Барулина Е., Соловьева Н.Что могут родители? / Журнал «Обруч» № 2
  9. Давыдова И.Листья для Мишкиной берлоги./ Журнал «Альфея», № 10(70) октябрь 2005. — С. 8 – 9

10. http://www.youtube.com/watch?v=bQk1oR6OQpg&context=C3762ad8ADOEgsToPDskIB8sj-R2dRlE-hyh-bimWk Новости кабельного ТВ ПОДЛИПКИ,2005 г. о финале конкурса детских проектов «Приведи в порядок свою планету» в ГОУ № 5 «Сказка»