Елена Рылеева
Современный мир не очень благосклонен к детству и довольно жестко отделяет детскую комнату от реальности, в которой человек может заниматься продуктивным творчеством, приносящим не только удовольствие от процесса, но и социальные дивиденды:
- уважение к личности — а не только любовь, которая свойственна и животным,
- признание заслуг — обычная детская комната не предполагает «серьезных» занятий, которые могут быть востребованными обществом,
- заинтересованное внимание к продуктам творчества — считается, что мыли ребенка незрелы, и он не может быть полезным взрослым в решении важных «взрослых» проблем,- не партнер еще!
- возможность участвовать в сообществе с другими в позитивном преобразовании мира в соответствии со своими взглядами — мы до оскомины зажевали лозунг «ВСЕ ЛУЧШЕЕ — ДЕТЯМ» и принципиально не хотим замечать, что от этого «лучшего» мир год от года становится всех непригоднее не только для детства, но и для жизни людей вообще.
И вот к каким результатам приводит такое порочный взгляд на детство: потребительство и несостоятельность во взрослой жизни и долгие годы головной боли и родительского патронажа над повзрослевшими, но не состоявшимися детьми.
Корни этой традиции лежат в далеком прошлом. Когда-то на заре педагогики кто-то заявил, и все согласились с утверждением: ребенок — «чистый лист»,. И этот лист начали усердно заполнять разными знаниями, но по своему усмотрению — в зависимости от эпохи. И вот в результате получился мир, в котором живем. Не очень удобно и совсем небезопасно. Сегодня кризисы захлестнули жизнь всего мира, а кризисы — очень подходящее время для того, чтобы пересмотреть свои взгляды на жизнь и попробовать исправить ошибки.
Давайте и мы попробуем относится к ребенку, как самоценной личности, обладающей своими взглядами на жизнь, и помогать его взглядам обрести целостность, а личности — ответственность за свои дела, и тогда через пару десятков лет сегодняшние малыши смогут реализовать свои мечты и обустроить эту планету своими силами и по своему замыслу. Это можно делать по-разному. Например так, как это сегодня уже сложилось в традицию в Подмосковном Королеве. Конкурс детских проектов «Приведи порядок свою планету».
Не зря город Королев назвали наукоградом. Все-таки образование населения имеет значение! Все просто: растут либо хозяева, либо маргиналы — без памяти своего рода и своего индивидуального попечения в этой жизни. Не мое, значит не люблю, значит не берегу, значит могу разрушить и сердце не дрогнет — психология рабства. В школе проходим, а в жизни…
Но если каждому ребенку помочь вырасти творцом, тех, кто мешает нам сегодня жить, просто не будет. И пусть эта новая педагогика назовется ПЕДАГОГИКОЙ УСПЕХА.
А что думаете Вы по этому поводу?