Где и как живет человек — 6 лет

Работа с текстами художественной литературы

Задание 1. СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД

Предложите ребенку вспомнить сказку «Золотой ключик»: «Куклы открывают волшебную дверь и попадают в сказочную страну…

  1. Вопросы для размышлений и беседы:
  •         Что это за страна? Придумай ей название. Напиши его на листочке в клетку по образцу.
  •          Какие в ней здания, улицы, какие деньги, какие законы? Почему? Приведи примеры.
  •          Где и как горожане отдыхают?
  •          Есть ли в городе поликлиники и больницы? Почему?
  •          Есть ли в городе милиция? Почему?
  •          Есть ли в городе зоопарк? Похож ли он на наш? Почему?
  1. Нарисуй этот город и его горожан
Вспомогательный видеоряд: Города мира и их горожане:

1. Интерактивные экскурсии по городам России:

2. Люди отдыхают:

Зимние забавы:

Летние забавы

Ночь в музее СПб

3. Прогулки по паркам мира:

 

Другая литература для чтения.

Выявляем особенности сельского образа жизни героев и особенности их жилищ.

  • чем занимаются люди, которые здесь живут?
  • какая техника им для этого нужна? Почему?
  • какие вспомогательные постройки им нужны для того, чтобы заниматься своими делами успешно?
  • чем бы стал(а) заниматься ты, если бы твоя семья здесь жила?

 

 Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе — Муми-тролль и комета). Мумми и безумное лето. Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.

Маша и Медведь. Позвони мне

Круговые панорамы с сельскими видами:

 

Задание 2. ЖИЛИЩА ЛЮДЕЙ

В древние времена люди добывали себе пропитание охотой на диких животных. Они часто кочевали (перемещались) с места на место вслед за стадами  и разбивали себе временные пристанища.

  • Как ты думаешь, из каких материалов строили себе станы (временные жилища для стоянок и отдыха) жители степей? Гор? Лесов? Джунглей?

Справочный материал и видеоряд:

 

Варианты ответов: Из того материала, который находился под руками. В горах, где много камней жилища строились из камня, а иногда для отдыха использовались готовые природные убежища – пещеры. По берегам рек из… (глины), у леса….  А вот в джунглях люди связывали между собой палки, а затем все покрывали пальмовыми листьями. Получались хижины и бунгало.

Задание 1. Нарисуй эти укрытия древних людей и подпиши их названия. Для примера можно использовать картинки, найденные в сети.

При выполнении этого задания необходимо продемонстрировать ребенку иллюстрации с видами названных ландшафтов. (Тема СУША)

 

Позднее, когда люди научились выращивать овощи и фрукты, зерно и разводить домашних животных, их жизнь перестала зависеть от охоты. Они начали оседать на месте и строить более прочные жилища.

Задание 2. Какая из построек появилась раньше?  Какие постройки появились тогда, когда человек начал сеять пашни (заниматься земледелием)? …начал строить заводы и фабрики? Почему ты так думаешь?

Демонстрируются виды жилищ:

хижина в джунглях – шалаш – шатер из шкур животных; сакля – кирпичное здание; землянка – изба – высотное здание.

Через несколько дней предложите ребенку снова выполнить это задание,  но на этот раз пусть названия подбирает он самостоятельно. Если возникнут затруднений, предложите выбрать название из перечня.

Придумай. как может выглядеть жилище людей, живущих только на деревьях? …под водой, если они дышат так же, как и ты? Представь, что ты на корабле вместе с командой вынуждено остался зимовать в Арктике. Вот так, как это показано на этой картинке. Где бы команда обустроила свою зимовку: на корабле или на суше? Как? Почему?

 

 

Задание 3. Ориентируемся по карте города

Вариант 1. Работа со схемами (туристическими) нескольких небольших городов или районов большого города

Лица городов, внешний вид их улиц и площадей такие разные, как и лица людей. Но так же, как и в лицах людей, в городах есть общее: это улицы, бульвары, перекрестки, переулки, мосты, площади. Найди на карте: улицы, лесопарки, площади, перекрестки, мосты, пр.

  • посмотри, что здесь нехорошо? Кто в этом виноват? Как это можно исправить?
  • найди в сети карту своего города, поселка и сделай то же самое, что и в предыдущем задании.
  • На какой схеме оказалось больше улиц? Фонтанов? Площадей? Пр.

 

Вариант 2. Работа со схемой района (поселка), на которой обозначены основные здания

  • Где детский сад? Школы? Сколько их? Найди свою улицу. Как она называется?
  • Найдите на макете родник.
  • По какой улице можно пройти от детского сада до родника? Проложи несколько маршрутов.

Вариант 3. Виды застройки городов (радиально-лучевая и регулярная)

Подумай и выяви главное: чем отличаются эти два вида застройки городов и поселков:

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания повышенной сложности:

  • Как ты думаешь, какая из этих двух видов застройки более древняя? Почему?
  • Какая из видов застройки городов более удобная для людей? а для природы?
  • Подумай, на какой вид застройки людям приходится тратить больше средств и сил? Почему?

Наводящие вопросы и задания:

  • Попробуй пройти где нибудь на природе (в лесу, на пересеченной местности) по прямой линии и отметь все преграды, которые тебе будут мешать. Посчитай, сколько их будет на твоем пути?
  • Попробуй пройти по той же местности до той же цели, обходя преграды на своем пути. Можно ли назвать твой маршрут прямой линией? Как называется линия твоего маршрута? (кривая, ломаная)
  • В каком случае ты противился природе и спорил с ней, а в каком ты с природой считался и учитывал ее особенности?
  • как бы ты посоветовал застраивать города современным строителям?
Задание 4. Проложи маршрут в метро

Обозначьте на карте две точки: начало и конец маршрута. Предложите ребенку проложить несколько маршрутов, по которым можно добраться из одной точки в другую.

  • Какой из маршрутов самый короткий? (меньше станций) Сколько в этом маршруте переходов?
  • Кто из людей выберет более короткий маршрут, а кто с меньшим количеством пересадок? Почему? Молодой человек(студент), семья с маленьким ребенком, инвалид, человек, спешащий на работу.

 

Задание 5. ГОРОД БУДУЩЕГО
  • Интересно, каким станет твой поселок, город, дом  через сто лет?
  • А детский сад, школа?
  • А каким транспортом будут пользоваться?
  • И т.д.

Нарисуй это.

 

Задание 6. ГОРОД РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Предложить детям подумать, как сделать город удобным для инвалидов.

  • звуковые светофоры для слепых
  • дополнительные поручни для слепых
  • специальные спуски на лестницах для инв. колясок.
  • Самоотворяющиеся двери
  • Особые бытовые приборы

Ответ можно оформить  в виде рисунка с пояснениями или макета, выполненного из бросовых материалов.