24 (3-7) Вся жизнь земли
Рекомендуемое время для ознакомления: третья неделя марта
Строки, выделенные курсивом, обеспечены дидактическими материалами.
Примеры заданий:
- Работа с текстами художественной литературы
- Работа с музыкальными произведениями
- Развитие самосознания на занятиях по развитию речи
- Коррекционно-развивающая работа (для психологов)
3 года:
- Живое — неживое в сказках, потешках, стишках, картинах
- Кто живет в воде
- Кто живет на земле и под землей
- Кто живет в небе
- Духи огненной стихии
- Мы нужны друг другу: что объединяет все живое на планете (общий источник жизни — солнце; общее пространство жизни (ограниченное) — воздух, вода, земля; взаимодополняемые способы существования (экоцепочки). Все на примерах сказок и мифов народов мира.
- Как одни формы жизни дополняют другие — на примере сказок: Гуси-лебеди, Бобовое зернышко, Бычок –смоляной бочок, изумрудный город, др.
5 лет:
- Что нужно для жизни:источники силы — энергия; пространство — стихия и географическое место обитания; цепочка жизни — другие, такие же; ограничения, проверяющие на жизнеспособность — конкуренты(иные) и перемены (изменения в окружающей среде); возможности для расширения коридора ограничений (нужно только для человека!) — проявляется в наличие смыслов и целей. Если в смыслах и целях нет ответственности за равновесие жизни всей планеты, любое усиление человека ведет к насилию над другими видами и формами жизни планеты и ее разрушению.
- Стихии, дарующие жизнь: кто где живет и как к этой жизни приспособился
- Кто кому нужен и зачем: основные экоцепочки в жизни планеты.
- Мои потребности и как я связан с окружающим миром
- Как люди благодарят(или не благодарят?) природу за ее дары
- Я в долгу у природы
- Как неживое превращается в живое.
- Кто живет рядом с человеком.
- Как человек меняет жизнь обитателей планеты.
- У меня нет врагов на земле.
- Как я могу нажить себе врагов.
- Буду делать хорошо и не буду плохо!