Образ мира

Что такое образ мира

Образ мира — это представления человека об устройстве окружающего мира во всем его многообразии и целостности. А для успеха в жизни эти знания незаменимы. Они нужны человеку, как капитану корабля нужны специальные знания и карты морей, по которым он собирается вести свой корабль к намеченной цели.

Образ мира у каждого свой, потому что в нем преломляется жизненный опыт человека, его интересы и пристрастия, особенности приспособления к окружающей действительности, его связи с ней. При этом интересы человека выступают своеобразными точками кристаллизации информации. Если ребенок с удовольствием слушает то, что говорит ему взрослый, задает уточняющие вопросы, значит, эта информация входит в круг его интересов и необходима для «закрытия» белых пятен на его «карте мира». Поэтому высокая эмоциональная активность ребенка на занятии свидетельствует об удачно подобранном материале. А если нет, значит, взрослому лучше всего не продолжать занятие и не мучить малыша бесполезной для него информацией.
Не всякая работа по развитию речи ребенка делает ее правильной, богатой, точной. Речь – это универсальное средство запечатления информации об окружающем мире в сознании человека. В нашем языке отражены основные взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира и их взаимоподчиненность. К сожалению, современный человек утратил способность чувствовать истинное значения слов и улавливать связи между ними. Поэтому его легко обмануть и заставить совершать поступки, которые для него не полезны. Но дети, если с ними правильно заниматься, осваивают науку «чувствования языка» легко. Для развития чувства внутренней достоверности необходимо, чтобы картина мира обучающегося была целостной.

Образ мира – это словарный запас, приведенный в порядок в соответствии с субъективной действительностью человека, т.е.  все слова в нем находятся на своем, особом месте, как точки местности на карте. И в таком расположении слов в сознании человека есть своя внутренняя логика. Если эта логика так развита, что позволяет заполнять «белые пятна» образа мира и самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, образ мира целостный и развитый.

Примером ответов детей с развитым образом мира много в книге Чуковского «От 2 до 5». «…Почему море соленое? — Потому что в нем плавает селедка…» И ребенок по — своему прав. Если селедку залить питьевой водой, вода действительно станет соленой. В этом ответе нет явных логических противоречий.

Для тех задач, которые ребенку приходится решать в своей жизни, этого ответа и этих представлений об окружающем мире вполне достаточно. Главное, что он смог самостоятельно найти ответ на возникший ответ. Человек с такими способностями  жизнеспособный. 

В картине мира маленького ребенка, если он жизнеспособен, нет белых пятен, которые он не смог бы заполнить самостоятельно, исходя из внутренней логики. Но доля объективных знаний о мире у малыша еще слишком мала, поэтому пробелы заполняются «мифическими знаниями», которые по мере развития сознания уточняются, преобразуются, расширяются и приобретаются более объективные формы. Но эти знания всегда сохраняют свойство целостности и достоверности для того уровня задач, которые решает человек — они просто растут вместе с человеком, как растет кожа и другие органы тела.

Если у ребенка не существует целостного образа мира, он всегда нуждается в помощи и подсказках, потому что  не может найти ответов да и сами вопросы очень часто задать и сформулировать трудно. Такой ребенок, как и его любознательный и активный сверстник,  знает смысл слов: селедка, море, соленая вода, пр. но он не в состоянии связать их вместе и составить целостный образ. Целостный, значит: логичный, не противоречивый, похожий на действительность.

Дети со слабо развитым и плохо структурированным образом мира, как правило, выделяются среди сверстников робостью, застенчивостью, зависимостью от сверстников и взрослых., или наоборот, агрессивны и не сдержаны, потому что чувствуют свою неполноценность. Они не умеют просить о помощи и принимать ее от окружающих.

Таким образом, работая над развитием целостного образа мира,  взрослый решает задачи не только познавательного развития, но и личностного. Он вводит ребенка в систему социо – культурного опыта цивилизации, помогает ему сформировать свою собственную картину окружающего мира.

Процесс работы над достраиванием и уточнением образа мира происходит постоянно на протяжении всего времени бодрствования человека. А может быть и во время сна. Это главное занятие человека на земле. Поэтому, попав в ситуацию, которая бедна на полезные впечатления и информацию, человек испытывать чувство неудовлетворенности, как голод и другие физиологические потребности. Интеллект должен иметь «строительные материалы» для своей работы. В результате этой работы получаются различные планы действий, которые человек в последствии пытается реализовать в своей жизни. Реализация задуманного – лучшее подтверждение того, что образ мира человека – адекватен действительности.

Но, как известно, не всем планам суждено воплотиться. И причина чаще всего кроется в том, что образ мира был неточен, а может быть и вовсе неверен. Ошибки в образе мира ведут к неполному(урезанному)  восприятию своих возможностей, снижению гибкости поведения, неуспешности в жизни.