Положительные моменты. Работа АНО «Мир детства» выполнена действительно на уровне, превышающем требования конкурса. Осталось проверить вопрос: дети ли играли. А может, играли взрослые, а дети были разменной монетой в их игре?
Общие условия, в которых проводилась подготовка к конкурсу:
- Занятия проводились в подготовительной группе 17 чел.
- Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 1, 5 мес. в сетке занятий по «Компьютерной грамотности». Авторская программа по информатике, адаптирующая игру к учебно-воспитательному процессу, была разработана преподавателем Шевчук О.А.
- К занятиям были подключены семьи воспитанников (со слов педагога, но на церемонии их не было. А жаль!).
- Закрепление материала осуществлялось воспитателями групп (изготовление рукописной «Книги о волшебных часах»), в предновогодние праздники в саду проводился конкурс рисунков на окне «волшебные часы» (рисунки действительно были, и забавные часики были развешены по всем окнам лаборатории, где проводились занятия с детьми, др.
Все говорит о слаженной системной работе, проведенной командой хороших специалистов. Проверим, что осталось в головах воспитанников и насколько им это было нужно (Мало ли что взрослые удумают! Современные технологии позволяют даже козу научить решать квадратные уравнения.)
Провела диагностику двух ребят по выбору: Арсения и Федора (остальных не успела), наблюдала за поведением детей в играх, исследовала поведение детей при включенном участии в игру. Вот мое заключение:
Социальные характеристики ребят: открытые, имеющие навык взаимодействия со взрослым, хорошо идут на контакт, речь «отлично», навыки сотрудничества «на среднем уровне», уровень развития эмоциальной сферы «высокий» , мотивационная включенность в происходящее «хорошая» , но чувствуется руководящая роль взрослых (не партнерские отношения).
Знания по теме «Ориентирование во времени по часам» — «хорошо».
Вместо отрицательных моментов.
Рекомендации по работе с комплектом «Время: часть-целое»: флеш-игра +интерактивная тетрадь.
Отделы головного мозга, отвечающие за ориентирование во времени анатомически завершают формирование к 12 годам. Поэтому жестко настаивать на непременном усвоении обучающимися всего материала не стоит. Скорее стоит сосредоточить педагогические усилия на развитии мотивационной стороны игры:
- обсуждать сюжетную линию, которая разворачивается в начале каждой страницы (сюжеты из жизни сверстников Саши и Арины): а как в вашей семье происходит это? в котором часу это происходит?
- возвращаться к понравившимся заданиям до тех пор, пока детям это интересно: собирать слова, раскрашивать картинки, считать и подбирать нужное число, и, конечно же, рассматривать коллекцию часов, искать часы и обращать внимание детей на часы в реальной жизни.
- сосредоточиться на формировании навыка ориентирования в движении по кругу: по и против часовой стрелки. Предлагать решение этой практической задачи с разных точек зрения: для тебя это движение по часовой стрелке, а для куклы, которая сидит напротив тебя? для водителя машины, на автодроме? для Лунтика, который с паком находится в его подземной норке? пр.
Кстати, в зале, где ребята учились ориентироваться во времени по часам (научная лаборатория) не было ни одних часов, кроме их коллажей и рисунков, развешенных на окнах. Задумало…Стоило ли отнимать у детей драгоценное время и обучать тому, чему применения в жизни нет?
Мое заключение: коллектив педагогов и воспитанников АНО «Мир детства» честно заслужил свое первое место!
В завершение экспертного заключения прилагаю видеоматериалы о вручении наград и призов: грамоты журнала «Обруч» и издательства «Линка-Пресс», подарки, подарочные сертификаты и вручение настенных часов.
Фоторепортаж выполнен на добровольных началах независимым оператором Андреем Гречей.
Выражаю особую признательность барду Ольге Сониной, которая нашла время поучаствовать в церемонии награждения и поделиться с ребятами своим творчеством совершенно бескорыстно.
Благодарю всех участников проекта за опыт,
который мне довелось получить.
С уважением,
Елена Рылеева