Социально-педагогическое партнерство: время пришло

Человек приходит в мир, чтобы получить свой опыт любви и других чувств и оставить на земле свой след. Подготовить его к этой миссии наверное и есть высочайший смысл гуманизма.

Чем меньше ребенок, тем важнее для него семья – небольшой уютный мир, который принял его из более тесного, но еще более теплого пространства материнской утробы и стал питательной средой для воспитания чувств и развития характера.

Из этой благоприятной среды в свое время ребенок выйдет в еще более широкий социальный контекст – детский сад и школу, где начнется его систематическая подготовка к самореализации (саморазвития в процессе реализации миссии, с которой он пришел в этот мир).

Целесообразно ли обустроено образовательное пространство для тех, кто готовится оставить СВОЙ след на земле?

За ответом далеко ходить не надо: следы протеста проявляются граффити и нецензурной бранью на стенах и тротуарах, неуважительным отношением к старшим и даже самовольным уходом из жизни… Не тому учим! Дети хотят вспомнить: Кто они? Зачем живут? Как устроен этот мир и можно ли сделать его гармоничнее? Вот вопросы, которые волнуют все юные души. И назначены им в проводники через тернии жизни родители: через детский сад и школу, до зрелости. И только тогда родительский труд может стать сотворчеством и дружбой со взрослыми детьми.

Закон — в том числе «Об образовании РФ» —  это декларирует, а в жизни?..

В жизни работают другие законы: Покупайте сигареты! Пейте пиво! …но помните, что курение и лишнее потребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью…И молодежь покупает и пьет, потому что этот призыв оформлен красочнее предупреждения и убедительно подкреплен видеорядом.

Есть ли выход?

 

Выход есть всегда, и наша работа в качестве эксперта материалов конкурса «К здоровой семье через детский сад – 2011» (2011 г.) на 15-ом Российском образовательном форуме это подтвердило. Но вернемся к этому ниже.

Государство начинается с семьи. Значит, главными предметами изучения должны стать: «Кто я такой?» и «Моя семья», и предметы эти должны стать главными не только для детей, а для всех членов семьи, чтобы родители вспомнили, для чего привели в этот мир ребенка, осознали на самом глубинном уровне, что от них зависит: станет ли малыш хозяином СВОЕЙ судьбы, СВОЕЙ мечты, СВОЕЙ семьи или будет влачить жалкую роль заложника бюрократии, обстоятельств, а в будущей семье – суженой половины.

Решить эту благородную задачу одной семье не под силу, да и детскому саду тоже. Родители исключительно важные для дошкольника люди.  Их мнение несопоставимо значимее, чем оценки всех вместе взятых педагогов, в поле влияния которых  находится ребенок.  Это от родителей и близких ребенок узнает, как он любим и какой он замечательный и удивительный! И для него это знание сверхважно! Но этой информации недостаточно, чтобы успешно решать задачи, стоящие перед современным человеком. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми и преобразовывать этот мир, нужны системные и достоверные знания об этом мире. Эти знания ребенок получает в образовательном учреждении. Вот и получается, что семья и детский сад нужны друг другу, как две руки человеку.

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд сегодня наиболее актуальным является социально-педагогическое партнерство. Это такое содружество семьи и образовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и в равной степени отвечают за качество результатов.

Радует, что на 15-ом Российском образовательном форуме детские сады, которые работают на паритетных началах с семьей были представлены уже не единичными заявками. 

Предлагаем Вам познакомиться с деятельностью некоторых дошкольных учреждений, которые уже сегодня работают в рамках социально-педагогического партнерства с семьей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»
с. Сотниково, Иволгинского района (Бурятия)

решает очень важную проблему раннего выявления с социально-педагогического сопровождения талантливых детей в отдаленных сельских регионах РФ. Опыт этого учреждения заслуживает внимания еще и потому, что в России 68% населения проживает именно в сельской местности. Юные таланты, открытые и бережно выпестованные в этом удивительном детском саду, имеют самую живую связь с лучшими культурно-образовательными учреждениями региона — вплоть до  Восточно-Сибирской Государственной Академией культуры и искусства, куда дети поступают после окончания школы, в т.ч. через лауреатства в различных конкурсах.

Решение этой задачи осуществляется через:

  1. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников в процессе которого все субъекты, включая воспитанников и их родителей, выходят в режим непрерывного саморазвития и становятся активными участниками социальных преобразований окружающего макросоциума;
  2. Опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования своего ребенка, в т.ч. создание социально – значимого продукта, который становится ярким  событием в жизни воспитанников и их окружения.
  3. Тиражирование опыта работы, перенос проекта в практику работы ДОУ района, республики,  России.
Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 73 «Центр развития ребенка — Детский сад «Веселые человечки»  
(г. Норильск, Красноярский край)

Педагогическим коллективом этого образовательного учреждения разработана и реализована на практике социально-педагогическая модель детского сада,  очень близкая к рассмотренной выше, только предметом общих забот родителей и педагогического коллектива является здоровье воспитанников. Поэтому показатели здоровья заложены в систему обратной связи и контролируются родительской общественностью.

В процессе тесного взаимодействия родителей с педагогическим коллективом ДОУ по вопросам воспитания своего ребенка идет естественный рост уровня педагогической культуры семьи.

Всякому овощу свой срок. Очень отрадно осознавать, что современное российское дошкольное образование активно разворачивается лицом к семье воспитанников и социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи – уже не теоретическая модель, а воплощенная реальность, востребованная временем.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Издат. Институт практической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 1996. – 384 с.
  2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика:  диалог науки и практики// Журнал Педагогика, № 9, 2003
  3. Гончар Н. Социальное партнерство: роль, направление организации, формирование готовности к партнерству в школе // htpp://mega.cross-edu.ru
  4. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «ОТКРОЙ СЕБЯ».- Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 2, 6, 7, 10 ,1998 г.
  5. Максимов Г. Двор моей мечты. / Журнал «Социальное партнерство» № 3, Планета «детство»./ Газета
  6. Кузьмина Н  Панфиловский проспект» №12 (104) ноябрь
  7. Хамяляйнен Х. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: пер с финского: кн. Для воспитателей детсада и родителей. –М.: Просвещение, 1993.
  8. Кирьянова Р., Барулина Е., Соловьева Н.Что могут родители? / Журнал «Обруч» № 2
  9. Давыдова И.Листья для Мишкиной берлоги./ Журнал «Альфея», № 10(70) октябрь 2005. — С. 8 – 9

10. http://www.youtube.com/watch?v=bQk1oR6OQpg&context=C3762ad8ADOEgsToPDskIB8sj-R2dRlE-hyh-bimWk Новости кабельного ТВ ПОДЛИПКИ,2005 г. о финале конкурса детских проектов «Приведи в порядок свою планету» в ГОУ № 5 «Сказка»