по интеграции программы в план учебно-воспитательной работы детского сада
Наиболее адекватное содержанию программы занятия по ознакомлению с окружающим миром. Однако сегодня в отечественной педагогике все большее значение приобретают альтернативные формы организованного развития детей.
- Естественный способ ознакомления с окружающим миром
- Комбинированные занятия
- Познавательные досуги
- Экскурсии
- Пр.
Эти формы более эффективны и адекватны современным требованиям, однако требуют от воспитателя детского сада определенных навыков: целеполагания;
- гибкой стратегии подачи материала;
- мягкого управления процессом выполнения заданий;
- пошагового индивидуального контроля;
- навык привязки учебного содержания к субъектному опыту воспитанников и его интеграции в индивидуальный образ мира каждого воспитанника;
- пр.
При соблюдении вышеперечисленных принципов в процессе управления учебной деятельностью воспитанников, все дети получают равные возможности для своего развития и это развитие происходит по индивидуальным траекториям.
В общих чертах все эти навыки можно свести к следующим рекомендациям, которые могут быть использованы в равной степени успешно как на занятиях по программе «Открой себя», так и на других занятиях. Соблюдение этих рекомендаций позволяет решать задачи социально-нравственного развития воспитанников при любом организованном взаимодействии взрослого с ребенком.
Работа на занятии должна быть индивидуальной.
Как это реализовать в повседневной жизни детского сада.
Вариант 1. Рекомендуемое количество детей в учебной группе (подгруппе):
- Младшего дошкольного возраста: 3-6 человек.
- Среднего дошкольного возраста — 6 — 10 человек.
- Старшего дошкольного возраста в учебной группе 10 – 15 человек.
Почему? В дошкольном возрасте дети эгоцентричны. Это их возрастная особенность и норма. Поэтому, если педагог хочет, чтобы его АКТИВНО СЛУШАЛИ, следует обращаться персонально: по имени.
Кроме того, знакомить малышей с новыми понятиями желательно тоже персонально. Ведь они все разные: разный опыт, разные способности, разные условия жизни и пр. При фронтальном занятии реализовать индивидуальное обращение и выдачу задания довольно затруднительно, а в ряде случаев просто невозможно.
Вариант 2. Вам ассистирует на занятии еще один или несколько взрослых. А. Это могут быть родители. Один – два человека каждый день, это одно посещение детского сада в 3 – 4 недели на каждого родителя. Вполне реально и не тяжело. А главное очень полезно. см. социально-педагогическая модель детского сада.
В. Это могут быть Ваши коллеги. В такой форме легче достигается взаимопонимание, складываются конструктивные формы взаимодействия в коллективе и лучше осуществляется передача опыта открытой педагогической деятельности от мастеров коллективу детского сада.
Для реализации этого варианта организации учебной деятельности воспитанников лучше всего заранее договориться о распределении обязанностей между всеми участниками педагогического процесса.