Мама, я хочу быть добрым

Из цикла о социализации (для родителей и психологов)

Ирина Резник — директор Центра развития ребенка (г. Краснодар)
— Мама, я хочу быть добрым!
Как часто бывает в жизни так, что  взрослые оказываются в замешательстве перед действиями своих детей.  Ежедневно сталкиваясь с проблемами нашего общества, мы порой многого не замечаем. Не обращаем внимания на то, что еще недавно нас удивляло, волновало, или просто шокировало. Случаи бывают разные.
Моему сыну Дениске 6 лет. После занятия в детском саду с психологом Верой Николаевной, он пришел домой и довольно-таки уверенно заявил: — Мама,  я хочу быть добрым!
Я улыбнулась, обняла его и нежно поцеловала в макушку, слегка взъерошив рукой светлые волосики.
— Мама, ты знаешь, кого называют добрыми? — и, не давая, мне ответить Дениска продолжил,

— Они такие хорошие! Они….! — произнес он протяжно и как бы задумался.
-А я, почему-то, всегда думала, что ты у нас  и есть тот самый добрый, самый хороший мальчик!
— Я очень хочу быть добрым! Я тебе покажу, какой я добрый!
Мне было очень приятно, что ребенок задумался так серьезно о добре. Я порадовалась за психолога Веру Николаевну, что ее занятия с детьми имеют такой отклик в их душах. Поговорив с Дениской о детском саде, о том, что он узнал нового, каждый из нас занялся своими делами. Перед сном сын  еще раз вспомнил о добре. Он рассказывал, что надо всем помогать и всех надо жалеть. Чувства его переполняли.
Утром, по дороге в детский сад, мне на удивление, Дениска ни разу не отвлекался. Шел быстро и тянул меня за руку вперед. Я еле успевала за ним на своих тонких и высоких каблуках.
Чем ближе к станции метро, тем идти становилось труднее. Большое скопление людей, спешащих и толкающихся невзирая на лица и возраст. В этой толпе мы чуть не потерялись. Я покрепче схватила его за руку и всячески старалась оградить  от  людей.
Но Дениска вдруг резко потянул меня в сторону. Он показывал пальчиком вперед и возбужденно почти кричал: «Мама, мама, он там! Пойдем быстрее!»
Не понимая до конца, в чем дело, я подчинилась сыну, и он привел меня к сидящему на бордюре бомжу. Ему было лет пятьдесят, в оборванной и грязной одежде, а лицо и руки в ранах. Он сидел, вытянув вперед оголенную ногу, покрытую заскорузлой сплошной язвой.
Я вопросительно посмотрела на сына, он на меня, потом на бомжа. Подошел неуверенно к нему ближе, присел на корточки, и какое-то время рассматривал его ногу.
— Мама, мне жалко дядю! У него ножка болит! — Дениска вскочил, обернулся ко мне и на его глазах появились слезы.
В это время я попыталась прижать его к себе и говорить о том, что если бы дяде было  больно,  то он бы здесь не сидел, а был бы в больнице.
— Дениска, тебе жалко дядю. Ты хочешь ему помочь?
— Да, мама! Я… — сын посмотрел на меня с волнением, — я хочу поцеловать дяде ножку!
Что-то внутри меня оборвалось. Я была в недоумения и шокирована. Посмотрев вокруг, мне вдруг показалось, что все прохожие останавливаются и внимательно смотрят на нас. Я присела, нежно прижалась к сыну и, посмотрев ему в глаза, сказала: «Сынок, давай мы поможем дяде. Сейчас пойдем в аптеку и купим мазь, чтобы он помазал ножку, купим ему зеленку и ватку. Хорошо?»
Дениска согласился, и мы направились к аптечному киоску.
Бомж очень удивился, когда мы вручили ему пакет с медикаментами, но поблагодарил. В придачу Дениска отдал ему свое яблоко, и мы пошли своей дорогой.
Об этом случае я рассказала психологу Вере Николаевне. Она немного смутилась и стала оправдываться, что тема занятия была о людях, которым нужно оказывать помощь. Беседа для детей была интересной. Каждый пытался вспомнить случай, который подтверждал тему беседы,  о проявленной доброте к людям-инвалидам, к людям, стоящим с протянутой рукой о помощи, о бродягах и больных. Дети приводили примеры из жизни, ведь многие из них видят подобное каждый день.
Вера Николаевна обещала провести беседу с Дениской и другими детьми на эту тему и уточнить, в чем будет заключаться доброта и помощь нуждающимся.
На работу я уже не спешила. Меня переполняли эмоции. С одной стороны мне было жалко своего ребенка, который пережил ситуацию встречи с бомжем, с другой стороны, благодаря беседам о нашей действительности мой сын узнал о разных сторонах жизни.
Вечером, Дениска пришел из садика и не стал, как обычно играть в свои игры, а стал помогать мне по хозяйству. Он раскладывал салфетки, столовые приборы, помогал убрать посуду после ужина. Без напоминания сложил аккуратно свои вещи в шкафу. Я была приятно удивлена поведению сына. Когда я укладывала его спать, он взял мои руки в свои маленькие ладошки, прижал их к своей груди и сказал: «Мамуля, вот теперь я по-настоящему добрый мальчик. Я буду всегда тебе помогать. Ведь ты так всегда устаешь! И тебе нужна моя помощь. Можно я поцелую твои ручки?»