Елена Рылеева
Все живое рождается, развивается, движимое внутренними причинами, чутко реагируя на окружающие изменения, и умирает. Неживое – появляется, существует, постепенно разрушаясь до полного исчезновения под воздействием внешних причин. Эти внешние причины очень часто являются результатом жизнедеятельности организмов, упорно расширяющих ареал своего обитания.
Несмотря на огромное разнообразие живых организмов, у них есть общее, отличающее их от неживой природы. Их строение упорядочено, они черпают энергию из окружающей среды и тратят ее на поддержание своего организма в строгом соответствии со своим видом. Они активны и всегда отвечают на изменения, которые происходят в их окружении. Они развиваются и размножаются, очень избирательно собирая информацию из окружающего мира, полезную для своего развития и сохранения вида. Они всегда готовы к небольшим изменениям, чтобы лучше соответствовать окружающей обстановке и получать от своего существования как можно больше удовольствия.
Человеку же удается оставаться неизменным в своем внешнем развитии. Ему дано большее, он сам меняет этот мир, делая его более пригодным для своей жизни и жизни своих близких. Но изменить законы, по которым существует все живое на земле, человек не может.
Осознание того, что человек на протяжении всей своей жизни меняется, очень важный момент в процессе становления личности. Сознательное построение линии своей судьбы возможно лишь при условии знания и принятия необратимых процессов, происходящих в каждом человеке на протяжении его жизни.
Детство человека – это блаженный рай, наполненный гармонии и радостного единения с окружающим миром и собой. Из этого рая маленький человек жизнерадостным любопытным путешественником стремится вырваться в страну взрослых – волшебников, творящих у него на глазах удивительные превращения этого мира. Маленький творец, скрывающийся в его сердце, жаждет воплощения в роде, профессии, преобразованиях общества. Эта потребность врожденна. Поэтому одной из важнейших задач образования является создание условий, которые позволят маленькому человеку обрести наиболее соответствующие его особенностям формы реализации этой потребности.
Отрочество – это период, который человек посвящает созданию своего собственного я и мира, в котором это Я существует. Эти образы себя должны быть непременно героическими и успешными. Поэтому мир должен быть удобен для успешного воплощения представлений человека о себе. Однако это только первые попытки человека найти свое Я, и поэтому они не всегда соответствуют истинной природе человека, они искажают мир ради успешности фантастической личности хозяина.
Юность – это период активного воплощения своих представлений о себе и мире. Чем более эти представления далеки от действительности, тем более болезненно проходит их проверка жизнью. Все ошибочные представления ведут к разрушению гармонии, которая окружала человека с детства. Потеря гармонии осознается как невостребованность миром, крах идеалов, ощущается как разочарование, уныние, враждебность.
Молодость – прекрасная и суетная пора рождения детей и первых проб в профессии, проверки дружбы и пересмотра своих взглядов на мир и себя. Трудно очень, но Любовь помогает преодолеть все тяготы жизни. Хуже, когда Любви нет…
Зрелость – это период жизни, в котором человеку удается понять неумолимость законов мира, принять их условия. Принять не для того, чтобы отказаться от своих идеалов и целей, а для того, чтобы отвоевать их у мира по правилам того окружения, в котором он живет. Поэтому зрелый человек отказывается от полного преобразования этого мира и преобразует его только в точках соприкосновениях мира со своими личными целями, интересами и страстями. И у него это получается. Его жизнь выходит из бурного русла конфронтации с миром и входит в плодотворное и ровное течение целенаправленной деятельности, ведущей к осуществлению задуманного.
Старость – отличается от предыдущих периодов жизни, более гармоничным существованием человека с миром. Его успехи на выбранном социальном поприще убедили человека в том, что он понял законы мира и научился добиваться своего. Но физические изменения в организме не позволяют задержатся на этом этапе. Человек вынужден, для поддержания гармонии в жизни, искать новые, более адекватные своим возможностям, занятия и дела. Обычно это связано с опекой подрастающих поколений, и передачей им своего жизненного опыта. Если ему это удается, старость человека возвращает его в русло полной гармонии с окружающим миром, как в раннем детстве. Не случайно люди говорят: что стар, что млад.
Так завершается круг жизни состоявшегося человека.