Быть или не быть…родителем

Елена Рылеева

Рождение ребенка… Что может быть лучше?

Разве что успешный выход ребенка во взрослую жизнь. Так спускаются со стапелей новые корабли, и сердца присутствующих замираю в напряжении: Удержится ли на плаву? Справится ли с водной стихией? Не подведут ли навигационные приборы в пути?

Такое событие в жизни семьи – это выпускной экзамен в школе родительства. Получить на таком экзамене пятерку, значит получить путевку в счастливую зрелость: свободную от многочисленных трудноразрешимых проблем своего чада, наполненную теплыми отношениями взаимопонимания и дружбы с ребенком и его многочисленными друзьями.

Вы много знаете семей, которые так разрешаются от бремени родительства?

А если не так, то это уже не пять, а другая оценка.

Например, четыре, если день своего совершеннолетия ребенок предпочитает провести в компании друзей или таковые на празднике отсутствуют.

Или это может быть тройка, если ребенок уже давно предпочитает жить вне родительского дома или его связывает с семьей только финансовая несостоятельность.

В любом другом случае, это уже не праздник. Или не такой праздник, как рождение ребенка.

Тогда что это?

Увы! Это брак. И этот брак нельзя скомпенсировать успешной карьерой или какими либо другими достижениями. Потому что брак в воспитании своих детей всегда оборачивается проблемами в их судьбах. И эти проблемы имеют свойство расти. Да и удивительного в этом ничего нет, ведь живые же. А все живое растет и изменяется.

И тогда родителям в лучшем случае достается роль палочки – выручалочки. Позолотите ручку! Устройте в институт! Снимите квартиру! Найдите работу, чтобы платили, но не спрашивали результата!

А в худшем, родителю достается роль заброшенного изгоя, который испортил жизнь и кроме презрения ничего не заслуживает.

Но пока ребенок еще только родился. Пока это событие освещает жизнь семьи как большой праздник, стоит задуматься о своей роли родителя. Как исполнить ее так, чтобы через двадцать лет сдать экзамен родительства на пять.

Удобен ли современный мир для маленьких детей и их родителей? Вряд ли. В Декларации прав ребенка один из пунктов гласит: Принцип 6. «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей…малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью…»

А что предлагает нам современная жизнь? Группы раннего развития под руководством опытных педагогов, детские сады (желательно с пансионом), штат гувернеров просто нарасхват! Нужно ли это маленькому ребенку?

Это всего лишь один из видов компенсации, которой пользуются те, кто не совсем понял, для чего он стал родителем. Это все разъединяет ребенка с родителем, разбивает на мелкие осколки картинки из детства, забивает клин в родительско – детские отношения. Не интереснее ли открывать мир вместе с ребенком, всей семьей?

Заниматься тем же ранним развитием, но без услуг педагогов, учить иностранный язык и плавать, рисовать и слушать музыку – все это всего лишь предлог, чтобы ребенку побыть рядом с любимым пока еще родителем, а родителю – «заработать» в глазах чада авторитет. Ведь если вы хотите сохранить связь со взрослым ребенком, она должна на чем-то строиться. Общие дела, общие события, общие радости и горести – вот ткань, которая связывает поколения и передает эстафету культурных ценностей.

Альтернативная культура в большинстве своих  проявлений – это всего лишь факт, демонстрирующий отсутствие связи между поколениями. Дети не знают своих родителей. У них не было возможности «пережить вместе» с родителями радость от прикосновения к традиционным ценностям. Но их подсознание запечатлело то, что разъединяло с любимыми и нужными в то время родителями, запечатлело как преграду и зло. Значит, это нужно разрушить.

И они рушат своей молодежной культурой все, что дорого сердцу старших. Рушат, потому что не дорого, потому что не стало понятным, не научили.

Другой компенсацией нормальных родительско – детских отношений стало неконтролируемое множество игрушек.

Игрушка – это всего лишь заместитель действительности. Как любой заместитель, он гораздо беднее оригинала. Но позволяет в первом приближении попробовать себя в роли.

Для примера сравним, какие же роли предлагали детям игрушки в 19 веке? Кукла – для игры в дочки – матери. Подготовка девочек к сознательному материнству. Лошадка – подготовка мальчиков к крестьянскому труду или ратному делу. Солдатики – удел дворянских детей – проба своих стратегических способностей в военном деле. Изредка в этом ряду появлялись железные дороги и машинки — зарождающаяся тяжелая промышленность, как основа здорового капиталистического общества.

Какие роли предлагают сегодня детям современные игрушки?

Барби  и Синди – роль топ-модели. Оружие – практика в киллерских делах. Киборги – трансформеры – роль повелителя страшной разрушительной машины, поддерживающей волю хозяина  прямым подавлением воли окружающих. Это любимые игрушки современных дошкольников, во всяком случае Московских. Руководства по ролевому поведению с этими игрушками дети черпают из средств массовой информации.

Вы хотите детям такой судьбы? Если нет, срочно принимайтесь за дело. Живите так, чтобы ваш образ жизни был привлекательнее того, что демонстрируется по телевидению. Кстати, не забудьте при этом ограничивать для ребенка просмотр телепередач. Да и сами не очень увлекайтесь. Проживать свою жизнь интереснее, чем переживать чужую — по телевизору.

Кстати, знаете, почему у детей в 19 веке было мало игрушек? Они им были просто не нужны, как не нужны и теперь, когда ребенок попадает к бабушке в деревню или едет с вами на дачу.

В этих ситуациях дети перенимают отношения к различным предметам и явлениям окружающей жизни через совместное проживание его с тем, кто знает, что это такое. А те, у кого такой благоприятной возможности в семье нет,  вынужден постигать жизнь через науку в образовательных заведениях от чужих людей.

Кстати, первые детские сады появились как социальный институт для призору маленьких детей в бедных семьях, где женщина вынуждена была работать ради пропитания ребенка.

Помните декларацию прав ребенка? Из нее следует, что дети, посещающие ясельные группы детских садов, относятся к группе риска. Никто не может заменить ребенку мать до 5 лет!

Так, что же теперь делать, скажете вы?

Решайте сами, готова ли ваша семья к рождению ребенка? Нужна ли вам такая радость? Есть ли вам с кем ее разделить, или вы желаете этого в единственном числе, без половины?

Может показаться, что выхода из этого неблагоприятного для рождения ребенка круга нет. Но это не так. Сегодня в России удивительно благоприятное время для семьи и детей. Нужно только творчески переосмыслить происходящее и приспособить его к своим потребностям. Множество примеров таких решений я встречала в российской глубинке. Многодетные крепкие семьи, объединенные ведением общего хозяйства близкого к земле.

Вот то общее, что обязательно для полноценной жизни семьи, а значит — и ребенка. Рядом с родителями, при деле, а не при игрушках в своей комнате, в цепочке с сестрами и братьями – виднее перспектива своей жизни и ее главные ценности.

А минусы? Ищите, коли охота.

Если остановиться в своих размышлениях на этом месте, может показаться, что в городе для семьи места нет.

Отнюдь! Просто в городе гораздо сильнее разъединяющие силы. Но если две зрелые личности решат соединиться в семью и подарить миру счастливое дитя, они придумают, что станет общим, вокруг чего будет вертеться ось семейной жизни. И в этом общем обязательно должно найтись свободное место для самостоятельного творчества ребенка, для его персональной ответственности, для его любви к семье, родителям и окружающему миру.

Рождение ребенка это всегда творчество…Счастья вам и вашим детям!