компановка содержания

Как организовано содержание 

Программа относится к блочно – модульному типу и состоит из четырех тематических блоков:

  • Я такой
  • Мир людей
  • Мир нерукотворный
  • Это Я могу!

Каждый тематический блок состоит из десятка тем, отражающих круг интересов детей, сосредоточенных вокруг одной большой проблемы (см. схему 1). Все вместе они составляют Круг проблем программы «Открой себя»

КРУГ ПРОБЛЕМ ПРОГРАММЫ «ОТКРОЙ СЕБЯ»

Схема 1.

Так, содержание первого тематического блока обращает внимание ребенка на себя, помогает осмыслить то, что он представляет в этой жизни и как выглядит в глазах окружающих.

Содержание  второго тематического блока вводит ребенка в социальную действительность.

Третий тематический блок систематизирует и углубляет представления ребенка о природе и знакомит с примерами неразумного обращения человека с ее законами и последствиями таких действий.

Объектом познания четвертого тематического блока является индивидуальная граница возможностей ребенка в его взаимоотношениях с социальной действительностью.

Последовательность тематических блоков не случайна и принципиально важна для достижения максимального образовательного эффекта. Программа «Открой себя» очень органично и многократно повторяет все основные стадии становления на пути саморазвития:
— удивление от соприкосновения со своей индивидуальностью;
— открытие и первые пробы письма своей индивидуальной социальной истории;
— восхищение от могущества Природы и самоограничение своей активности рамками экологической целесообразности;
— оценка своих индивидуальных возможностей и обретение собственных смыслов и целей.

Программа рассчитана на 4-5 лет обучения, в течение которых ребенок четырежды погружается в каждый из тематических блоков «Круга тем…». При этом каждый раз последовательность рассматриваемых проблем сохраняется. Однако, при повторном возвращении к материалу, учебное содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями. Это достигается за счет рассмотрения темы с новых позиций и установления новых связей с содержанием других тем программы, ее обогащения новым жизненным опытом ребенка, повзрослевшего на год.

Такое выстраивание учебного содержания соответствует концентрической модели, описанной в работах венгерского ученого Ласло Гашпара и отечественного ученого Мансфельда Д.П.