Цель программы «Открой себя» – развитие позитивного самосознания и формирования целостного образа мира у дошкольников. Классик отечественной педагогической психологии Менчинская Н.А. называет это новообразование мировоззрением и обозначает его как базовую подсистему в структуре личности обучающегося, которая определяет его поведение и социальную успешность. Поэтому можно назвать программу «Открой себя» программой формирования начал социальной успешности у дошкольников.
Социальное развитие предполагает подготовку ребенка к самореализации во взрослой жизни. А это значит, помочь ребенку стать более ответственным и смелым в момент принятия решений, чтобы он мог строить планы, исходя из своих, а не чужих потребностей, чтобы он мог мгновенно определять проблемы первостепенной важности и знал, как с ними справляться.
В программе «Открой себя» решаются следующие задачи:
- Индивидуализация самосознания и образа мира и осознание своей уникальности
- Ознакомление с социальной действительностью и определение своего места в ней
- Ознакомление с миром природы и первичное ориентирование в границах вмешательства человека в ее дела
- Формирование адекватной самооценки и первичных навыков жизненного самоопределения
Образ мира начинает складываться с момента рождения ребенка и уточняется и обогащается на протяжении всей жизни. Поэтому можно сказать что программа «Открой себя» отвечает требованиям преемственности с программами начальной школы. Знания, которые ребенок будет получать в школе, станут ложиться уже на сложившуюся целостный «образ мира», что значительно повышает эффективность образовательного процесса и делает его более привлекательным для ребенка.
Кроме того, в программе содержится блок психологической подготовки дошкольника к обучению в школе, который включает в себя: готовность принять на себя роль ученика, осознание трудностей, с которыми приходится сталкиваться первокласснику и представления о том, как можно с ними справиться, позитивная Я–концепция и позиция по отношению к другим. Все эти особенности программы предоставляют ребенку значительные преимущества перед сверстниками в период адаптации к условиям школьной жизни. Обладая этими преимуществами, ребенок быстрее и глубже осваивает программу начальной школы, более комфортно чувствует себя на занятиях, менее подвержен школьным страхам и нервным расстройствам.
Во взрослые годы такая личностная позиция позволяет человеку активно действовать, легко общаться с окружающими и получать необходимую помощь, легче справляться с трудностями и конструктивно переживать неудачи (что иначе называется жизнестойкостью).
Поэтому, программу «Открой себя» можно отнести к здоровьесберегающим и актуальным.
etzr4m