Сознание и личность
Сознание это способ психического существования человека. В его основании лежит «образ мира», который формируется и уточняется человеком на протяжении всей жизни. В дошкольном детстве образ мира очень далек от реальности и выстраивается ребенком с фантастической скоростью и больше за счет фантазии, чем знаний, накопленных человечеством.
Сознание содержит в себе два слоя
- Бытийный — операционально-технический, который содержит: автоматизмы, стереотипы и ритуалы.
- Рефлексивный, который управляет автоматизмами или отменяет их.
Бытийное сознание более прагматичное. Оно фиксирует внимание человека на действиях, средствах и целях.
Человек, у которого преобладает этот тип сознания является активным и успешным преобразователем. Его можно назвать субъектом действия. Его речь изобилует клише, в поведении — он склонен к ритуалам, модным увлечениям и массовым развлечениям.
Рефлексивное сознание содержит ценности и смыслы.
Человек, у которого преобладает этот тип сознания, действует на основании собственных убеждений и мотивов. В поведении он гибок и оригинален. Он устойчив к психологическому давлению и умеет заставить окружающих считаться со своим мнением. Его можно назвать нравственным регулятором жизни ближайшего окружения. Но в практической деятельности он часто уступает более скорому и поэтому, менее ответственному за результат своей деятельности антиподу. Он — субъект духа.
В каждом человеке эти два типа сознания содержатся в разных соотношениях. Преобладающий тип определяет «образ» человека, его взгляд на окружающий мир, его опыт взаимодействия с миром, его личность.
В разные исторические периоды преобладал один из этих типов сознания. С появлением системы обязательного образования доминирующий тип сознания стал задаваться образовательным процессом: содержанием, методами, формами взаимоотношений между участниками образовательного процесса, пр.
Сегодня наше общество остро нуждается в жизнеспособной личности с развитым экологическим сознанием.
Экологическое сознание – проявляется в заботливом отношении к окружающей действительности, которая воспринимается, как «продолжение себя». В основе такого отношения лежит панорамное и целостное восприятие действительности и своего места в ней (самосознание). Преобразующая деятельность такого человека направлена на улучшение качества жизни людей. В своей преобразующей деятельности он стремится поддержать равновесие сил и гармонично сосуществовать с окружающим миром.
Значения слов — самосознание народа
Такой человек общительный, открытый, настаивает на своевременном получении обратной связи от ближайшего окружения при согласовании планов и проектов, он предпочитает действовать сообща, в сотрудничестве в достижении своих целей. В нем в равной степени развиты и дополняют друг друга оба типа сознания. Он имеет выраженную потребность в саморазвитии и самопознании.
«Каркас» сознания закладывается в дошкольном детстве. Сознание выполняет по отношению к личности те же функции, что и опорно-двигательный аппарат по отношению к телу – неоспоримое, устойчивое, базисное, жесткое основание, на котором зиждется точка зрения на мир, как штатив видеокамеры.
Литература
- .Майерс Д. Социальная психология – С.-Питербург, 1998
- Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара. – Изд.дом «Бахрах — М». 2003. Столин В.В. Самосознание личности – М.: МГУ. – 1997
- Сб под ред Щурковой Н.Е. “Краткий справочник по педагогической технологии”, — М., Новая школа, 1997
- Шафаржинская Н.Е. Психологические особенности формирования профессионального самосознания будущего учителя // Совершенствование психолого – педагогической подготовки студентов педвуза. – М,: — 1985.