Как научить ребенка играть по правилам

Что делать, если ребенок отказывается играть по правилам?

Это  довольно частое явление, причины две:
Первая – ребенку сложно общаться и адаптироваться. В данном случае можно рекомендовать обращение к детскому психологу. Ведь коллективные игры – самые полезные, и игнорирование правил приведет к тому, что ребенок окажется вычеркнутым из круга общения со сверстниками. Детские игры очень диагностичны, по поведению ребенка можно сделать вывод о том, как комфортно будет чувствовать себя этот человек во взрослом коллективе. И здесь очень важно для взрослых  вовремя сделать выводы из происходящего и скорректировать поведение ребенка  в коллективе. Многие родители идут простым путем: решают, что в семье растет убежденный нонконформист. Но истина в том, что тот, кто постоянно противостоит коллективу, обречен на поражение. Все закончится тем, что ровесники про него в итоге забудут: дети хотят играть, а не заниматься постоянным выяснением отношений. В итоге успех приходит к тому, кто умеет проявить гибкость.

Вторая причина отказа играть по правилам – недоразвитие, аутизм. Вероятно, ребенок просто их не понимает. Также это может быть следствием неправильного восприятия реальности.

Как научить ребенка проигрывать?
Что делать, если каждый проигрыш вызывает слезы, «если я  не выиграл, это плохая игра». Нужно ли родителям поддаваться, чтобы порадовать ребенка?

Очевидно, что ребенок считает: игра затеяна для того, чтобы его порадовать, здесь все нацелено на его выигрыш. Поэтому нужно просто найти слова, чтобы объяснить: весь интерес игры заключается в том, что правила одинаковы для всех. Стремление к победе стимулировать необходимо, но не любой ценой. Важно, чтобы ребенок сумел понять: процесс в игре гораздо важнее результата.  Я по опыту работы психологом на детском «Евровидении» наблюдала настоящие трагедии: из 20 претендентов победителем становится всего один. Разумеется, в значительной степени это провоцируется родителями, которые делают очень высокие ставки на победу своих детей. В этих условиях провал является огромным стрессом. Поэтому я стараюсь объяснить детям, что они уже выиграли, раз оказались в числе лучших. И процесс прохождения конкурсов можно приравнять к увлекательной игре, в которой все победители и нет проигравших.