О традициях и ритуалах

Елена Рылеева

Чем меньше ребенок, тем более он склонен к ритуальному поведению — способ и порядок исполнения действий, которые  строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению. Соблюдение ритуальных действий поддерживает его спокойствие и жизнерадостность. Дело в том, что у ребенка нет представлений об этом мире и нет опыта взаимодействия с ним. И эти белые пятна на карте образа мира  на первых этапах жизни человека заменяются мифами и поддерживаются знакомыми формами поведения. Поэтому дети так любят слушать знакомые сказки, нервничают при отступлении от знакомых форм взаимодействия с окружающими. Например:

  • мама пришла в детский сад ПОЗЖЕ ОБЫЧНОГО(!) — ужас и слезы,
  • папа пришел домой и не поцеловал, КАК ЭТО БЫЛО ВСЕГДА ДО ЭТОГО (!) — страх и унылая неуверенность в себе,
  • рубашку, которую ребенок носил ВСЕГДА, СКОЛЬКО СЕБЯ ПОМНИТ, разрезали у него на глазах (!) на ветошь – в пору вызывать МЧС.

Это для ребенка, а взрослые порой даже не понимают, что все эти обычности – метки на пути ребенка в дремучем лесу человеческих отношений. Лишившись этих меток, ребенок теряет ориентиры и попадает в ситуацию Мальчика-с-пальчика, у которого птицы съели хлебные крошки, которыми он метил дорогу домой.

Поэтому удовлетворение потребности в ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ входит в разряд жизненно необходимых условий нормального развития ребенка -дошкольника.

Теперь давайте посмотрим социальную ситуацию развития ребенка-дошкольника сегодня.

Распределение забот об удовлетворении базовых потребностей ребенка-дошкольника в его социальной ситуации развития

 

Внимание, родители и педагоги!!! Сегодня за потребность предсказуемости не отвечает НИКТО!!!

Почему сегодня. Предсказуемость формируется в процессе социализации и в стабильном обществе обеспечивается естественной средой – просто в стабильном обществе все повторяемо и предсказуемо. Раньше процесс социализации детей происходил естественно. Он как бы поддерживался двумя параллельными процессами:  учебным  – в котором ребенок приобщался к знаниям, и воспитательным – в котором ребенок перенимал нравственные ценности и имел возможность попробовать себя в социальном творчестве.

Сегодня второй процесс практически исчез из социальной ситуации развития детей. И наши дети просто «выпали» из объятий культурного пространства. Они потеряли ориентацию в том, что такое «хорошо», и что такое «плохо», потому что взрослые, которые окружают их часто демонстрируют противоположные образцы поведения. Довольно распространенное явление, когда в семье взрослых устраивает решительно все, кроме откровенного вмешательства детей в их личную жизнь.

Знаете какой факт выявила моя психологическая практика. Исследуя детскую тревожность я обычно использую тест Тэммл, в котором на одной из картинок изображен одинокий ребенок с игрушкой на фоне взрослых, сидящих у телевизора. Так вот дети из двуязычных семей (один из родителей – выходец из Кавказа или Средней Азии) ВСЕ оценивают эту ситуацию, как неблагоприятную, а большинство детей из русскоязычных семей – как нормальную.

Подумайте только: ребенок, который смирился со своей ненужностью родителям!!!!! Представляете, что ждет нас через 20-30 лет?! Они – молодые и сильные, вступившие в права хозяйствования страной – просто не будут ни понимать, ни замечать, ни хотеть замечать нас – уходящих с арены продуктивной социальной жизни!

Дети, которых в семье не ведут взрослые, пробуют браться решительно за все, но ничего не в состоянии довести до конца. Они просто не знают, как это делается. Взрослые этого не показывали, да и не требуют никаких результатов. Родители часто слишком заняты своими проблемами. Педагоги  отказались от воспитания родителей, но не всегда справляются с воспитанием детей без их участия. У семи нянек… наши дети оказались «без призору». Но, как сказал один известный английский писатель, не существует «вещей, которые оставленные в детской без присмотра взрослых рано или поздно не пришли бы в негодность». Сегодня «приходит в негодность» наша культура.

Безвыходных ситуаций не бывает. Более того, выходов из безвыходных ситуаций обычно бывает много. Я вижу самое простое решение в педагогическом партнерстве семьи и детского сада.

Идею статьи подсказали данные кросс-культурного исследования Р. Майерза – координатора Консультативной группы по вопросам ухода за детьми младшего возраста и их развитию, члена консультативной группы по проекту ЮНЕСКО «Ребенок и семейная среда»- 1990 –1996 г.