Где и как живет человек — 5 лет
Справочный материал для взрослых здесь
Задание 1. ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ГОРОДЕ
Наводящие вопросы для беседы с ребенком об устройстве городской жизни. Лучше это делать не на специальном занятии, а ненавязчиво обращая внимание ребенка «при случае» — расставляя педагогические акценты в процессе повседневного общения.
- Вот мы проснулись. Что нужно сделать первым делом? — Что нужно для умывания? -Вода холодная и горячая., значит в городе должны быть проведен водопровод.
- Завтрак. Откуда появляется на столе еда? Как она попадает в холодильник? — Значит в городе обязательно должны быть магазины.
- Вот мы с тобой собрались в гости к бабушке. Вышли из дома, а дорога совсем не близкая. Что нам поможет сократить путь? — Где отдыхает городской транспорт? (Дэпо)
- Мы с тобой убираем квартиру, а кто убирает улицы? Какие машины помогают это делать людям?
- Иногда кто-то в семье начинает болеть. Кто помогает справиться с болезнью? Как называются места, где люди получают медицинскую помощь? (Больницы, поликлиники, аптеки, скорая помощь)
- Дети и молодежь обязательно должна учиться, чтобы выучиться ремеслу и получить и начать работать вместе с другими взрослыми. Для этого существуют: детские сады, школы, музыкальные и спортивные школы, институты, академии, пр.
- Для отдыха в городе тоже существуют свои места и специальные заведения и постройки. Спорт – стадионы, бассейны и корты, Музыка – театры и культурные центры, Для прогулок и отдыха на свежем воздухе существуют парки, скверы и культурно-развлекательные центры, для встреч с друзьями: кафе, фитнес-центры, клубы.
- В городе много рабочих мест, где люди создают все те блага, которыми ты пользуешься, но которых в природе не существует. Все, что нужно для жизни в городе, требует участия и заботы людей. Выполняя эту работу, люди участвуют в общественном производстве и получают за ЭТО зарплату! – Деньги. Какие рабочие места предлагает людям город?
Задание 2. Литература для чтения
- Изумрудный город. ( Сказки А.Волкова)
- Солнечный и Цветочный города (Н.Носов «Приключения Незнайки»)
- Город князя Гвидона (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
- Механический городок (Одоевский «Городок в табакерке»)
- Малыш и Карлсон Астрид Лидгрен
- Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине
Вопросы для обсуждения прочитанного:
- Что общего между Солнечным городом и Изумрудным?
- Как называется главное здание города? Кто в нем живет?
- Почему удобно жителям этих городов жить вместе? Что они не смогут делать, если будут жить в маленьких деревнях?
- Кто строил эти города?
Задание 3. ГОРОД — ДЕРЕВНЕ
Жизнь деревни зависит от природы и погоды. Дождь прошел — дороги так развезло, что ни пройдешь, ни проедешь. Зима пришла – печку топи, дома сиди, все дела, которые летом делались в поле и на улице откладываются до погожих теплых деньков. Но работа не останавливается и под крышами своих теплых уютных домов люди готовятся к новому сезону страды и урожая: ремонтируются технику — техстанция, гараж, латаются сети, .вяжутся носки и свитера, ухаживают за домашними животными, которые прячутся от непогоды в специальных помещениях, следят за тем, как хранится урожай.
- Как называются постройки, в которых отдыхает и ремонтируется сельхозтехника: комбайны и трактора, сенокосилки?
- Машины? Катера и лодки?
- Как называются помещения и постройки в которых хранится урожай овощей? Зерна? Фруктов?
- Как называется постройка, в которой живут коровы? Свиньи? Козы и овцы? Лошади? Куры? Голуби?
Вариант выполнения задания. Можно предложить детям по постройке определить: кто здесь живет? И как она называется? Чей это дом?
Как город может помочь деревне в обустройстве ее жизни? Нрисуй это.
Задание 4. ДЕРЕВНЯ — ГОРОДУ
В городе жить удобнее. Почему?
Несмотря на это, горожане стараются строить дома в сельской местности и вывозить своих детишек на лето именно в деревню.
- Как ты думаешь, почему?
- Когда ты вырастешь, где бы ты хотел жить? Почему?
Задание 5. ДЕРЕВНЯ – ГОРОД: Коллаж
Город и деревня постоянно обмениваются товаром. Подумай, что получает город из деревни? Слепи это из пластилина или вырежи из журналов картинки с изображением этого.
Что необходимо деревне, чтобы работа шла исправно, а жизнь была удобной для людей? Сделай это из пластилина или вырежи картинки их журналов.
Нарисуй предметы и товары, изображение которых ты не нашел в журналах и не смог слепить.
Выполняется взрослыми: на большом листе бумаги нарисованы два поезда. Один поезд едет из города в деревню. Другой обратно. Вагончики – пустые. Задание для ребенка:
Погрузи товары в вагончики по правилам:
Все товары, которые едут в город, грузятся на один поезд, в деревню – на другой.
Есть товары, которые не могут находится в одном вагоне, потому что они от этого приходят в негодность. Подумай, как распределить товары по вагончикам?
Грачи прилетели. А.К.Саврасов
Задание 6. СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Покажите детям репродукции городских и сельских пейзажей. Не забудьте называть имя художника. Вопросы для беседы с ребенком
- Какой это пейзаж: городской или сельский? Почему?
- Что тебе понравилось на картине?
- Ты видел такое в жизни? Когда? Кто с тобой видел это?
- Нарисуйте сельский пейзаж в разное время года.
http://pedpartnerstvo.ru/?page_id=5563