В каждой приличной квартире, где есть дети, есть и детская комната. В этой виртуальной комнате находятся материалы, которые могут быть использованы для занятий (см. темы) и культурного досуга детей.
- Материалы для детей с повышенной познавательной активностью
- Комната психолога
- Занятия и познавательные досуги
- Здоровый образ жизни
- Темы:
Каждая тема рассчитана на одну учебную неделю. Предпочтительная последовательность ознакомления с темами представлена порядком в списке ниже.
Центром психической жизни человека является точка «Я». Эта точка, как песчинка в раковинке молюска, формирует вокруг себя драгоценную жемчужину сознания – образ мира и себя в этом мире. Убери этот центр, и каким бы богатым не было содержание окружающей человека жизни, оно будет проходить как бы «сквозь», не оставляя следов в памяти и сознании. Так проходит рыба сквозь худые сети. Так пролетают сквозь уши учеников знания, обильно заливаемые учителями и авторами программ.
Чем богаче «Я» человека, тем больше информации оно «уловляет» из окружающего потока жизни, тем выше его способность к саморазвитию, самовоспитанию, в основе которого лежит сотворчество с миром, принятие его во всем многообразии, принятие как интересного друга для игры под названием ЖИЗНЬ.
Содержание этого блока подобрано и скомпановано таким образом, чтобы помочь ребенкe найти этот центр своего «Я». Поскольку эта точка индивидуальна, то взгляд на окружающий мир у каждого ребенка тоже будет своеобразным. Это и есть одна из задач программы «Открой себя», которая решается за счет интеграции в образовательный процесс жизненного опыта членов семьи воспитанника, семейных преданий, возможности изучать программу по собственной траектории познания мира, в т.ч. с развитием навыка поиска интересующей информации в Интернете.
Последующее содержание программы будет интегрироваться в эту «волшебную» точку личности ребенка, обладающую удивительным свойством бесконечно увеличиваться в размерах вокруг образующего центра – точки «Я».
1. (1-1) Мое имя
2. (1-2) Как я выгляжу
3. (1-3) Моя семья и родня
4. (1-4) Мои чувства и их помощники
5. (1-5) Мое тело
6. (1-6) Я живой
7. (1-7) Я человек
8. (1-8) Я уникальный!
Содержание раздела вводит в социальную действительность. В нем собраны представления, которые помогут ребенку сделать выбор прохождения этапов жизненного пути, с которыми приходится сталкиваться всем людям. Если содержание до ребенка дойдет в неискаженном виде, то ему откроется красота и естественность нравственного поведения людей, возникнет желание участвовать в поддержании порядка в окружающем мире. Способствует развитию первичного навыка планирования реализации замыслов и желаний.
9.(2-1) Для чего людям руки
10. (2-2) Как люди двигаются
11. (2-3) Речь и языки народов
12. (2-4) Мамы, папы и время
13. (2-5) Время и люди
14. (2-6) Искусство и творчество
15. (2-7) Мир профессий
16. (2-8) Спорт
17. (2-9) Где и как живет человек
Содержание раздела знакомит ребенка с миром природы и ее законами, воспитывает бережное отношение к своей космической обители. Материал структурирован таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно оценивать некоторые свои поступки, связанные с вмешательством в дела природы: приручение детенышей диких животных, потребительское поведение в зоне отдыха, плохое обращение с домашними животными, неумение или нежелание подстраиваться под погодные условия, пр. Границы предлагаемых выборов лежат не в плоскости: это хорошо, а это – плохо. Эти границы образуют коридор возможностей человека, в котором один и тот же поступок имеет и хорошие и плохие последствия, а выбор «Стоит ли совершать этот поступок?» состоит в оценивании: «Чего больше: хорошего или плохого получится в результате?»
Такой подход способствуют развитию диалектического мышления и экологического сознания.
18. (3-1) Земля — наш космический дом
19. (3-2) Водная стихия
20. (3-3) Земная твердь
21. (3-4) Воздушная стихия
22. (3-5) Погода и климат
23. (3-6) Лики народов земли
24. (3-7) Вся жизнь планеты
Содержание раздела завершает тематический круг и подводит итоги эффективности занятий за год. Задания этого блока ориентированы на развитие первичных навыков самостоятельной оценки своих достижений планирования будущего, что составляет основу субъектности личности, ее неповторимость и красоту, наполняет внутренний мир ребенка положительными эмоциями и творческими энергиями. Логическим завершением всех занятий является совместное со взрослым планирование своего летнего отдыха, а для выпускников детского сада — подготовки к успешному началу школьной жизни.
25. (4-1) Что я умею и знаю
26. (4-2) Мои любимые занятия
27. (4-3) Каким я хочу стать
28. (4-4) Я не боюсь трудностей
29. (4-5) Это я могу!