Чувства…

Елена Рылеева и взгляды других, которые автор разделяет

Все живое наделено способностью ощущать, но чувствовать и переживать по-человечески — только человек, который воспитан другим человеком. Воспитание эмоциональной сферы детей начинается до рождения — еще в утробе матери, а может и раньше. Самое страшное, когда рядом с ребенком находятся  равнодушные люди…


Человек не может равнодушно относиться к тому, что доставляет ему удовольствие или заставляет страдать. В этом заключается сущность его отношения к своим потребностям. Любое напоминание о них вызывает эмоциональный отклик, связанный с оценкой вероятности получить удовольствие от удовлетворения своих потребностей или избежать неудовольствия, если их невозможно будет удовлетворить.
На оценку события влияет опыт человека (врожденный и приобретенный) и условия, в которых оно разворачивается.
Эмоция — это переживание, связанное с пристрастным отношением к чему бы то ни было.
Поскольку мотивы у всех людей разные, то одно и то же событие вызывает различные эмоциональные переживания, и следы от события в памяти каждого остаются разные.
Эмоции человека — продукт общественно-исторического развития, но они имеют биологическую основу. С их помощью осуществляется внутренняя регуляция поведения. Эмоции предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее.
Биологические корни эмоциональных переживаний можно разделить на несколько групп, участвующих в регуляции поведения человека в разных ситуациях.
К первой группе относятся переживания, связанные с осознанием своих биологических внутренних потребностей, таких как голод, жажда и т. д.
Ко второй группе относятся переживания, связанные с моментом, когда внутренняя потребность сталкивается с подходящим внешним объектом. Происходит его оценка и принимается решение. Например, вы идете по лесу и наталкиваетесь на кусты с малиной. «Малина — вкусная ягода. Не мешает подкрепиться. Задержусь-ка я у этих кустов!»
К третьей группе относятся переживания, связанные с оправданными ожиданиями. В нашем случае: «Ох, и до чего же вкусна эта малина! Я так и думал».
К четвертой группе относятся переживания, связанные с неоправданными ожиданиями. В нашем случае это может выглядеть так: «Кусты есть. А где же ягоды?.. Уже кто-то побывал в этом малиннике до меня. Какая жалость!»
К пятой группе относятся переживания, связанные с гозящей опасностью. В нашем случае: вы подходите к кусту и слышите какой-то шум. В кустах наталкиваетесь на медведя. «Какой ужас! Медведь сильнее меня. С ним выяснять отношения нет никакой охоты. Надо бежать!»
К шестой группе относятся переживания, связанные с выяснением отношений силовыми методами. В нашем -чае: вы подходите к кустам, слышите какой-то шум и наталкиваетесь на козу, ломающую кусты и пожираю малину до самого основания. «Вот наглая! Думает тоько о себе. После нее хоть трава не расти. А ну-ка, пошла отсюда Я тебе сейчас задам!»
Как можно было понять из данного примера, эмоции бывают положительными, отрицательными и нейтральными При этом они могут иметь разную степень выраженности и интенсивности переживания.
Не так уж редко бурные эмоции приводят человека в  стояние неуправляемости. Это происходит в тех случаях, когда психика не справляется с переживанием ситуации. Это эмоциональное состояние называется аффектом.
Аффект— стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который не подчиняется сознательному контролю и стремится получить разрядку в действии (неосознанно).
Особенно ярко эти состояния проявляются у дошкольников: истерики, агрессивное поведение по отношению в близким и т. п. Такие состояния требуют от взрослых нестандартных реакций и особого чуткого отношения, так как традиционные педагогические меры оказываются недейственными.

Детские аффекты требуют разделенности и участие взрослого.

Каждое переживание закреплено и речи особым словом-названием. Все они образуют мир человеческих переживаний.
У маленьких детей зона контролируемого поведения гораздо уже, чем у взрослого человека.
Настроение— устойчивый эмоциональный фон, обусловленный равновесием между внешними условиями и внутренним состоянием человека (самочувствие, течение мыслей и пр.).
Стресс — крушение надежности, предсказуемости в окружении; нарушение непрерывности в жизнедеятельности человека, ведущее к потере гармоничных отношений с окружающими.

Обида — неоправданные ожидания

Жалость — любовь без уважения. Жалея себя, человек по сути обвиняет других в своих неприятностях, чувствует себя жертвой обстоятельств.
Жалея ребенка, родители готовы принять на свой счет любую несостоятельность своего чада.Тем самым они невольно мешают развитию ребенка, превращая его задачи в свои проблемы.
Самодовольство — уважение к себе, но без любви, несколько агрессивное чувство по отношению к окружающим, не сумевшим должным образом оценить достоинства (действительные или мнимые) данной личности. И это мешало ей в полной мере радоваться своим успехам и достижениям, а значит — любить себя. Очень часто этим страдают родители, невольно подменяя непосредственную (живую) любовь к ребенку гордостью за его временные успехи. В таком случае их ждет неизбежное разочарование, как только появится повод для сравнения.
Сострадание — стремление разделить с человеком его неприятности, болезненные переживания. Чувство весьма распространенное в обществе и не нуждающееся в комментариях.
Сочувствие — стремление разделить с человеком и радостные и тяжелые переживания. Чувство, к сожалению, менее распространенное в нашей культуре.
Маленькие дети нуждаются именно в сочувствии, так как испытывают глубокую потребность быть понятыми близкизми взрослыми, готовыми разделить с ними и радость, и боль.
Ревность ~ страх по поводу изменения отношений со значимым человеком.

Сомнение — повышенная ответственность за принятые обязательства.
Чувства отличаются от эмоций относительной устойчивостью и слабой зависимостью от ситуации и состояния человека, в данный момент.
Высокие чувства для дошкольника недоступны, это обусловлено физиологически. Зато аффекты — достаточно типичны. В дошкольном детстве ребенок только учится управлять : своими эмоциями, а значит, и своим поведением.
Помогая малышу распознавать свои эмоциональные состояния (осознавать — значит уметь четко выделять отдельные : внутренние состояния и называть их), мы даем ему возможность обрести контроль над своими переживаниями, учим облекать их в социально приемлемые формы.
Контроль — не значит вытеснение нежелательных переживаний, вынесенных вами из сознательной жизни. Все переживания должны быть: обязательно проявлены в каком-либо действии. В противном случае они превращаются в устойчивые комплексы, блокирующие нормальное развитие человека.
Поэтому так важно не обрывать жестким запретом проявления нежелательных эмоций, а направлять их в иные, социально приемлемые формы. Следовательно, эмоциональное развитие и нравственное воспитание должны идти параллельно, чтобы у ребенка в сознании откладывались примеры.

Из книги «Вместе веселей!...сборник дидактических игра по развитию навыков сотрудничества у детей  дошкольного возраста