телесноориентированные виды познавательной активности

Наталья Модель

Чтобы обучение для дошкольника не было «мученьем», педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья:

  1. Динамические паузы и «физминутки» проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия).
  2. Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
  3. Релаксация. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей) Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
  4. Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  5. Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
  6. Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, педагоги включают в креативный план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер. Например, такие:

  1. Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
    Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.
  2. Работа с глиной и пластилином
    Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.
  3. Игры с песком
    Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

    • при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
    • развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
  4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
    Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Многие родители считают, что подготовка к школе — это только умение читать и считать, но, как показала жизнь, это совсем не так. Оказалось, что чаще ребенок, знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение, который проявляет интерес ко всему новому, стремиться к дружбе и общению, хорошо физически развит. Такие дети меньше болеют, потому что больше двигаются и играют. Поэтому подготовка к школе должна быть комплексной программой, включающей в себя не только занятия по обучению грамоте, математике, развитию речи и окружающему миру, но это ещё и физкультурные занятия, танцы, театральную студию, творчество и рисование, логоритмику, шахматы, музыку и др.

Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ваш ребенок научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе!

 

полностью текст статьи здесь