Для детей от 5 лет. Наибольшая эффективность достигается при групповой работе.
«Улицы, по которым я хожу» — это рукописный журнал, в котором собраны фотографии и справочный материал о различных памятниках и примечательных зданиях на улицах по которым ребенок(дети) часто ходит. Например, это может быть дорога от дома до детского сада.
Этот проект впервые был организован и успешно воплощен в ДОУ № 1434 (Москва) в 1998 г. Методист: Балакирева Н.П.
Педагогические партнеры:
- методист (старший воспитатель)
- воспитатели группы
- воспитанники группы
- семьи воспитанников(родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья, пр.)
Участие в проекте: исключительно добровольное по адресному обращению.
Обращение к ребенку (детям):
«Жизнь человека на земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы.
Идет человек по такой улице, увидит ее название и подумает что-нибудь хорошее о том, кто носил это имя и сделал его знаменитым.
Попроси родителей назвать имена улиц, по которым вы ходите в детский сад. Выберите одну из улиц, которая названа в честь выдающегося человека. Узнай об этом человеке побольше, Родители тебе помогут сходить в детскую библиотеку и выбрать нужную книжку. Вместе вы побродите по интернету и там тоже найдете нужную информацию.
Напишите все семьей книгу о человеке, который дал имя твоей первой сознательной дороге по жизни (не забудьте красиво ее оформить). Сделайте это так, чтобы тебе было удобно поделиться своим открытием с другими ребятами в детском саду».
Вариант обращения к родителям
«Дорогие родители!
На этой неделе мы с ребятами обсуждали проблему доброго имени и чести. Выяснилось, что жизнь у некоторых имен длиннее, чем человеческая.
Жизнь человека на земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Идет человек по такой улице, увидит ее название и подумает что-нибудь хорошее о том, кто носил это имя и сделал его знаменитым.
Побеседуйте с ребенком дома об именах тех людей, которые носят улицы вашего района. Если вам нечего рассказать ребенку о них, проведите поиск вместе с ребенком: сходите вместе в библиотеку и попросите подобрать для вас литературы о человеке(людях) которые заинтересовали вашего ребенка, попытайтесь найти нужную информацию в сети, пр..
Результаты своего исследования оформите в виде рукописной книжки (с фотографией хозяина имени, кратким изложением его биографии, изображениями полотен художников, где изображены события, в которых участвовал этот человек, пр.).
Время выполнения задания – две недели.
Ждем ваших работ в детском саду!»
Все рукописи обсуждались в группе. К публичному выступления ребенка готовили и родители и воспитатели. Со своими книжками воспитанники ходили делать сообщения детям других групп — очень успешно и с большим эмоциональным откликом аудитории.
В детском саду № 1434 эта работа закончилась создание методического пособия «Улицы, по которым я хожу». Удивительно оно тем, что создавали его дети и родители, а педагоги только помогали.
В начале каждой статьи была помещена фотография автора-составителя и немного информации о его личности и семье. Получилось очень убедительно и наглядно для других поколений воспитанников, как имя человека начинает расти: ребенка в садике уже нет, а его работа продолжает жить и радовать воспитанников сада своим творчеством.
Среди откликнувшихся на предложение было несколько детей из двуязычных семей, которые до участия в проекте занимали статус малопопулярных в социометрии группы. После завершения проекта, дети стали значительно лучше говорить по русски, а их статус резко повысился.
Вступительное слово из рукописной книги «Улицы, по которым я хожу»
Дорогие коллеги!
Это пособие появилось на свет благодаря содружеству педагогов, воспитанников детского сада и членов их семей. Сейчас по нему проходят уроки нравственности воспитанники нашего детского сада. А начиналось все так:
Мы попросили своих воспитанников узнать у родителей, какие из улиц нашего района носят имена выдающихся людей. Выбрать одно из знаменитых имен и познакомиться с биографией этого человека.
Не все семьи откликнулись на это задание. Но те, кто выполнил его, стали героями нашего детского сада.
Они рассказывали о своих исследованиях детям своей группы. Ходили делать сообщения в группы малышей.
Это помогло дошкольникам повысить свой социальный статус в группе. Во время выполнения задания они стали увереннее в себе. Многие из них лучше стали говорить. Ведь для того, чтобы эти дети могли сделать своих сообщения перед другими детьми, воспитатели работали с ними индивидуально.
Сегодня все эти ребята благополучно поступили в школу и успешно учатся.
Но благодаря своей активности в детском саду эти дети получили опыт деятельной поддержки своего доброго имени. Они в очень короткий срок почувствовали изменение своего отношения к жизни людей и окружающих к себе. Они вошли в историю нашего детского сада. Теперь о них мы рассказываем другим детям, пришедшим им на смену.
Так, благодаря настойчивости некоторых воспитанников и необычному отношению к продуктам детского творчества педагогов, нам удалось сделать историю ощутимой, доступной осязанию малышей.
Научный руководитель экспериментальной работы – Рылеева Елена