проект «Луна и Месяц»

Тетрадь наблюдений за звездным небом «Луна и Месяц»

для детей и их родителей

Ищем ответ на вопрос: Луна и месяц — одно или разные небесные объекты?

  • Исследователь (вписать ФИО):
  • Возраст исследователя: ______
  • Исследование начато: _______
  • Исследование закончено _____

Рекомендации по организации работы:

Работа начинается после изъявления добровольного и осмысленного согласия ребенка на участие. Прочтите обращение к ребенку и заручитесь его согласием.

Для начала подпишите обычную тетрадку в клеточку — 12 листов вполне достаточно. Можно выполнить работу в виде рукописи — набирая каждый лист текста на компьютере, а потом все сброшюровать. Даже можно сделать настоящий твердый переплет. Но в любом случае титульный лист необходим.

Так же лишним не будет отцифровать всю рукопись и перевести ее в жанр презентации. В этом виде удобнее делать сообщение сверстникам и родственникам на презентации проекта. Потому что заканчивать работу лучше всего именно презентациями и конкретными делами — по-взрослому.

В таких детских играх ребенок приобретает навык публичных выступлений, так необходимый для успеха в наши дни.

Обращение к ребенку

Дорогой друг!

Ты знаешь что такое астрономия?

Это наука звездном небе. У наук, так же как и у людей есть свой возраст. Астрономия – очень старая наука, можно сказать бабушка других наук. Никто сегодня не может сказать, когда у нее День рождения и сколько ей лет? Известно только, что без астрономии были бы невозможны многие географические открытия, трудно было бы ответить на вопросы природопользования и физики.

Как любая бабушка, астрономия хранит в своей памяти много сказок и легенд. С одной из них ты познакомишься при выполнении этого задания. Но после того, как сочинишь свою сказку.

Ты очень вырос, малыш, с момента своего появления на свет, много узнал. Однако до сих пор тебе приходилось играть и радоваться жизни при солнечном свете. Люди вообще предпочитают играть, ходить на работу, ездить в магазин за игрушками и мороженым в дневное время. А ночью они спят.

Ночь и день – брат и сестра. Они очень странные. Ходят друг за другом и никогда не встречаются.

Но это еще не все странности. Иногда день подрастает и становится длинным-предлинным. Таким длинным, что даже продолжается в то время, когда по телевизору идет передача «Спокойной ночи, малыши!» И чтобы посмотреть передачу, приходится зашторивать окна. Это время года называется ЛЕТО.

Зато ночи летом короткие, как мысли у Буратино в первый день жизни.

Но вот приходит ЗИМА, и ночь вырастает, а маленький день быстро заканчивается СУМЕРКАМИ. А за сумерками на небо выходят звезды. Самое время заняться астрономией!

Если тебе понятно слово СУМЕРКИ, скорее переворачивай страницу и берись за дело.

Если это слово тебе не понятно, расспроси о нем взрослых и только после этого берись за работу.

 Тебе предстоит выяснить: Луна и Месяц – это одно и то же или нет?

Счастливых тебе открытий!

Стр.1

Ход исследования:

До сих пор ты рисовал картинки, на которых почти всегда присутствовало солнце. А сейчас тебе следует выполнить целую серию рисунков, на каждом из которых будет Луна или Месяц. Но сначала ответь на вопрос:

1)      Небесные тела – это то, что находится за пределами атмосферы земли. Большинство этих объектов видны только ночью. Самым значимым для человека ночным небесным телом является Луна. Но иногда Луны на небе не видно, зато хорошо виден Месяц. Как ты думаешь: Луна и месяц – одно и или разные небесные тела? Запиши свой ответ ниже.

Стр.2

Теперь, когда высказано предположение (рабочая гипотеза), приступим к наблюдению.

2)      Для этого пред сном вместо вечерней передачи «Спокойной ночи малыши!» выйди на прогулку с папой или мамой (можно взять обоих). Кстати, собака тоже может принять участие в этом исследовании,если она у тебя есть.

3)      На прогулке во время беседы о чем-нибудь приятном, посмотри на небо, найди Луну (Месяц). Запомни форму и цвет этого небесного тела.

Не гуляй очень долго – тебе еще предстоит нарисовать перед сном рисунок.

4)      Нарисуй картинку с ночным небом, на небе Луну (Месяц) – так, как ты увидел на прогулке. Для фона лучше взять бумагу темного цвета, а рисовать  — гуашью. На рисунке могут присутствовать силуэты домов, фигурки людей, твоя собака – словом, все, что ты заметил на улице.

5)      На оборотной стороне листа поставь его номер, а мама пусть подпишет дату, когда ты его рисовал.

Стр.3

6)      Следующий рисунок сделай дней через 3 – 4. Но не больше, чем через 5 дней. Следи, чтобы каждый рисунок имел свой порядковый номер и дату.

Только не думай, что эту работу можно выполнить быстро. Тебе придется запастись терпением.

7)      Родители могут записать твои комментарии к рисункам на оборотах.

Стр.4-8 — тоже, что и стр.3

8)      Работа считается законченной, когда форма Луны на последнем рисунке совпадет с формой этого тела на первом рисунке.

Стр.9

9)      Когда все рисунки будут выполнены, разложи их по порядку и попроси родителей прочитать тебе еще раз цель этой работы. Попробуй теперь снова ответить на вопрос, который озадачил тебе в начале. А мама запишет твой второй ответ рядом, на чистом месте около первого ответа.

Стр.10

10)  А теперь, когда ты знаешь правильный ответ на этот непростой вопрос науки астрономии, придумай сказку, которая бы объяснила другим детям, почему Луна все время разная? Запишите вместе с родителями твою сказку.

Стр.11

11)  Спроси у родителей, сколько времени прошло с тех пор, как ты начал(а) выполнять эту работу? (месяц)

Стр.12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Поздравляю тебя! Ты совершил первое в своей жизни открытие. Оказывается, давным — давно, когда у людей не было календарей и часов, кто-то придумал такую единицу, для измерения времени, как месяц. Месяц – это время, за которое Луна проходит все свои изменения полностью.

Кстати, индейцы Америки тот же самый промежуток времени называли «Луной». Все превращения Луны, которые тебе удалось наблюдать, повторяются неизменно, как день и ночь. Можешь проверить сам.

12)  Теперь, когда проведено такое основательное исследование, попробуй ответить на вопрос: по какому небесному телу люди отслеживают смену дня и ночи?

 

13)  Если тебе трудно ответить сразу, попроси родителей прочитать тебе стихотворение к. Чуковского «Краденное солнце».

14)  Принеси свою работу вместе с рисунками и сказкой в детский сад и поделись открытиями с ребятами. Если ты в детский садик не ходишь, расскажи о своем открытии соседям или родственникам, друзьям во дворе.

А теперь посмотри, как это выглядит из космоса.

 Луна — спутник земли

Если ты когда-нибудь станешь космонавтом или полетишь в космос  как турист, ты увидишь эту картинку не на экране, а в иллюминатор своего космического корабля.

Но прежде тебе предстоит многому выучиться.

Литература по астрономии для малышей

  1. Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах» — М., Педагогика –Пресс, 1993. стр. 82 – 92

Comments are closed.